Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Психологический и волевой настрой человека на долголетие

 

Как видите, этот раздел идет сразу же за основным, первым разделом «Формирование цели ЗОЖ». Это говорит о том, какой важный статус он занимает во всем перечне мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня ЗОЖ. Итак, мы уже определили и выбрали стратегическую цель ЗОЖ. Прежде, чем было принято это решение, состоялся этот факт, человек размышлял, анализировал, сопоставлял и, наконец, принял решении, проявив при этом волю. Насколько это было трудно или легко, оставим за рамками нашего разговора. Здесь же подчеркнем, что решение было принято, и для этого потребовалось усилие воля. Таким образом, волевое решение уже применялось на этапе формирования цели. Теперь же, приступая к выполнению поставленной задачи, мы подчеркиваем, что такое состояние, как высокий настрой волевого потенциала человека, потребуется на протяжении всего пути, вплоть до достижения основной стратегической цели. Постольку-поскольку эта дистанция огромного размера по времени (несколько десятилетий), проблема обеспечения психологического и волевого настроя человека на долголетие приобретает актуальное значение. Это не одномоментный "акт, а потребность на многие годы. И, конечно, это многократное усложнение по сравнению с принятием стратегической цели.

 

Теперь перед нами стоит задача как, какими путями и средствами добиться достижения цели. И здесь, как нам представляется, главная рать принадлежит волевой установке, т. е. появляется задача содержания стратегической цели постоянно в своем поле зрения в активном состоянии. При этом надо исходить из того, что одной из главных задач ЗОЖ является необходимость научиться правильно мыслить, т. е. мозг должен жить и работать в режиме ЗОЖ. Для этого прежде всего надо быть в ладу с самим собой. Психологический настрой зависит от различных причин, которые условно можно разделить на внешние и внутренние. Эта сложная проблема, с которой может разобраться только специалист. Наша же задача несколько иного плана, а именно обеспечить волевой настрой человека на долголетие. Короче говоря, где и как найти волю для выполнения этой задачи. Решимость, воля человека нужна в любых делах. Но у нас к повседневной деятельности присоединяется еще одна проблема, требующая особой заботы: как выработать волю для обеспечения своего долголетия. Особенность этой проблемы прежде всего состоит в том, что ее решение удалено по времени на 50-70 лет. А с другой стороны, где взять силы и волю, чтобы добиться поставленной цели.

 

Воля и характер человека тесно взаимосвязаны. Основой волевых решений является характер, так же как поведение человека, его характер, является проявлением его воли. Как же у человека появляется мысль о долголетии и как вырабатывается воля по реализации этой идеи.

 

Технология здесь как будто бы элементарно проста. Сначала надо захотеть принять решение и сделать выбор, а затем все остальное. Для этого необходимо выяснить, откуда или отчего появилось желание. Происходит это вдруг, ни с того, ни с чего или в результате какой-то закономерности? По-видимому, это все же обусловлено какими-то причинами, обстоятельствами. В результате действий, поступков или мыслительной деятельности самого человека. Вместе с тем большое значение имеет окружающая среда, информация, которую воспринимает человек на различные темы. И все же по каким-то причинам неожиданно появляется эта мысль - желание стать долгожителем. Конечно, сначала за этой мыслью ничего не стоит, кроме желания, по крайней мере, до тех пор, пока человек не осознал, что должно последоватБ за этим. Поэтому важно, как только желание появилось, закрепить его, оставить при себе. Если это произошло, считайте, что дело сделано - мысль-желание постоянно находится в вашей голове и все чаще и чаще напоминает о себе. Со временем мысль-желание превратится в убежденность, целесообразность этой мысли - в движущий мотив к совершению поступков, а реализации этих мыслей - в идею.

 

Подчеркнем, что момент перерастания желания в идею является переломным. Как только появилась идея, этот процесс переходит на новый качественный уровень. Однако для того, чтобы появилась вера, убежденность, одной идеи мало. Нужны какие-то факты, аргументы, доказательства того, что идея реальна. Когда идея овладевает человеком, она перерастает в веру, убежденность. Именно это должно быть решающим звеном в том, чтобы идея переросла в веру, а вера укрепилась в мыслях человека. Применительно к нашей идеи таких фактов вполне достаточно. В истории жизни человеческого общества их накопилось немало. Некоторые из них приведены в разделе «Наука и долголетие». Результат проявляется в поступках и действиях человека.

 

Итак, есть желание-мотив, есть идея, появилась вера и убежденность, в результате сформулирована тактическая цель: «Обеспечить высокий уровень психологического и волевого настроя человека на долголетие», то есть имеются все атрибуты, включая подцель, для проявления воли и ее приложения к стратегической цели-задаче. Значит, по своим действиям, поступкам на пути к достижению цели каждый человек может определить, насколько высока эффективность его воли на конкретных фактах.

 

На бытовом уровне наличие воли определяется просто. Если человек ежедневно, регулярно, систематически выполняет установленную программу, значит, сила воли у него есть. Если что-то задуманное надо делать, а желания нет, но человек заставляет себя это сделать, иной раз может быть и «через не могу» - значит, сила воли есть.

 

Подошло время и место поговорить о проблеме воспоминания, вернее, воспроизведении информации, которая хранится в нашей БД. Эта проблема для нас имеет актуальное значение. Ведь в основной цели говорится «...со здоровым рассудком и отличной памятью». Отсюда следует, что нам необходимо обеспечить выполнение этой установки, тренируя память.

 

Методов тренировки памяти много, остановимся на некоторых из них. Подчеркнем, что проблема памяти - это не запоминании (мозг запоминает все), а в воспроизведении информации, которую мозг запомнил в свое время. Почему возникают трудности воспоминания? На этот вопрос могут ответить только специалисты. Мы же можем сделать только предположение.

 

Когда происходило это событие, которое в настоящее время трудно вспомнить, оно не вызвало никаких эмоций. Таким образом, оно было зафиксировано только ПИ 1. Если это событие вызвало еще ПИ 3, то получается, что по этому поводу в БД было две записи: ПИ 1 и ПИ 3. Поэтому это событие лучше вспоминается. Более того, оно «прокручивалось» в голове несколько раз, тогда и ПИ 3, соответственно, возникал столько же раз. Значит, в БД появилось несколько записей. Чем их больше, тем лучше вспоминается это событие сейчас. Если таких воспоминаний по свежим следам не было, значит, этот процесс происходит сложнее.

 

Другой причиной, затрудняющей воспроизведение прошлых событий, может быть «сбой», неполадки, вызванные болезненным состоянием здоровья и другими причинами. В результате чего хранение информации и ее поиск усложняется, а в некоторых случаях становится недоступным. Иногда говорят, что пожилые люди помнят свое детство и не могут вспомнить, что делали вчера. Это можно объяснить тем, что события детских лет были за-фиксированы в БД в то время, когда вся система, и мозг в первую очередь, была в порядке, и поэтому доступ к этой информации сохранился. Другое дело, когда система уже поизносилась, дает сбои. Естественно, что в таких случаях доступ к информации, зафиксированный в состоянии ненадежной работы системы, может быть затруднен. Ученые считают, что тренировка памяти так же необходима, как и физические упражнения для тела. Более того, гимнастика для мозга нужна больше, чем гимнастика для тела. Поддерживая мозг в рабочем состоянии, мы закладываем фундамент для жизнедеятельности всего организма в нормальном режиме.

 

Ученый С.Г. Вербин разработал гимнастику для мозга. Ее первая часть предназначена для очищения капилляров и сосудов мозга, а также поступающей но ним крови. Для этого, на фоне обычного рациона питания, утром натощак рекомендуется вы пить стакан воды с содой и лимонным соком для растворения холестериновых отложений. На следующий день - стакан травяного отвара липового цвета, листьев клевера, душицы, зверобоя, земля ники, смородины, взятых в равных частях, с ложкой джема из калины и рябины. Перед обедом по лезно выпить стакан яблочного, капустного или морковного сока. Во время обеда и ужина обязательно съесть одну луковицу, или зубчик чеснока или морковь, или салат из капусты с хреном и петрушкой, или порцию гречневой каши, которые иг рают роль своеобразной «метлы». Отличным антисклеротическим действием обладают лук, чеснок и препараты из них. Они разрушают антисклеротические бляшки, затрудняющие движение крови по сосудам головного мозга.

 

Вторая часть - дыхательные упражнения. Тренируя задержку дыхания на выдохе, надо стараться раз от раза продлить это время. Каждая приобретенная секунда реально продлевает жизнь альвеол, из которых состоят легкие. Желательно выполнять это упражнение ежедневно. Второе обязательное упражнение - ритмичное дыхание. Оно выполняется в среднем в течение 10 минут. Вдох растягива-ется на 8 ударов пульса, задержка дыхания - на 8 ударов, выдох - так же на 8 ударов, а за ним следует вновь задержка дыхания - на 8 ударов пульса Другая методика дыхания представлена в разделе «Дыхание и экология».

 

Третья часть - физические упражнения. Они связаны с наклоном туловища Делать их нужно сначала очень осторожно, так как за годы малоподвижного образа жизни сосуды головного мозга настолько ослабевают, что даже простые наклоны могут вызвать головокружение и мелькание «мушек» перед глазами. Как только организм человека привыкает к наклонам, сосуды, питающие мозг, значительно укрепляются. У тех, кто делает стойку на голове, обычно не бывает инсультов и других болезней, связанных с нарушением мозгового кровообращения и спазмами сосудов мозга. Простые наклоны также - прекрасная профилактика этих заболеваний, ведь стойка на голове - упражнение, доступное не всем.

 

Четвертая часть - питание. Для активизации процесса мышления употребляйте продукты, богатые лизином: какао, кукурузу, орехи, семечки, горький шоколад, проращенные пшеницу и овес. Незаменимая аминокислота лейцин активизирует умственную деятельность и укрепляет память. Она содержится в молоке, йогурте, кефире, нежирном твороге. Для оптимального холестеринового обмена необходима аминокислота метионин, которая имеется в рыбе, капусте, моркови, зеленом горошке, желтках яиц, бобовых, гречихе, апельсинах, арбузах.

 

Важной составляющей для гимнастики мозга является тренировка его сосудов обливанием и умыванием холодной водой. Эти процедуру активизируют работу клеток и капилляров и способствуют выводу продуктов жизнедеятельности организма. Мозг находится в стабильном состоянии, если человек много читает, думает, размышляет. Но если мозг не тренировать, то его клетки, ответственные за мыслительные функции, начинают отмирать за ненадобностью. После небольшого простоя мозг обычно быстро приходит в нормальное рабочее состояние, если делать зарядку ума. Проблема же состоит в том, как научить людей до глубокой старости сохранить ясную память. «Мозг гораздо чаще ржавеет, чем изнашивается», - говорил американский ученый К. Бови. А чтобы не заржавел - надо чаще «шевелить извилинами». У людей, увлекающихся чтением или интеллектуальными играми, склероз развивается 2,5 раза реже, чем у тех, кто предпочитает не давать особой нагрузки мозгу. Такое пассивное занятие, как просмотр телепередач, может даже повысить риск заболевания. В связи с этим все вилы досуга разделены на следующие категории:

 

- пассивный досуг: сидение перед телевизором, слушание музыки, разговоры по телефону я тому подобное;

- активный досуг разделен на два подвида: физический - занятие спортом и подвижные игры; интеллектуальный - чтение, шахматы и другие настольные игры, кроссворды, игра на музыкальных инструментах, вязание, резьба по дереву и т.д.

 

Для укрепления памяти полезно планировать рабочий день и неделю, а также перечитывать предыдущие записи. Как известно, повторение - мать учения. Для лучшего запоминания материала (текста, записей) рекомендуется первый раз повторить прочитанное через 12 часов, второй - через 48 часов. Оптимальное время для запоминания - утро и вечер.

 

Для того чтобы в доме не искать «пропавших» вещей, нужно чтобы каждая вешь имела свое место. При большой закупке товара полезно знать количество закупаемых предметов. Сверяя количество закупленного товара с количеством планового, сначала уточняем, какое количество закуплено, а затем вспоминаем, что еще надо купить. Если что-то надо сделать и это можно сделать сейчас, то надо делать сразу не откладывая, т.е. не провоцировать обстоятельства, не создавать ситуацию, когда надо будет об этом вспоминать. Если дело необходимо отложить на какое-то время» положите на видное место какой-то предмет» глядя на который, сразу вспоминаешь, что надо делать. Веши для поездки на дачу, в баню и т. д. собирать загодя. Каждодневные (циклические) мероприятия, такие как полив цветов, чистка зубов, гимнастика и другие, выполнять в одно и то же время. Для того чтобы не забыть то, что рассказываешь друзьям и знакомым, надо просто говорить правду. Тогда, если когда-нибудь возникнет разговор на эту тему, не надо будет вспоминать, что нужно говорить. А сам факт или событие, о котором шла речь, наш мозг всегда помнит.

 

 

См. подраздел  Выводы этого раздела.

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 5.03.09

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 593. Узлов в узле: 1. Последнее обновление: 20.01.13 19:05

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz