Существует несколько приёмов воздействия полынной сигарой на точку. Сигару держат наподобие карандаша, кисть руки кладут на тело или делают упор мизинцем, чтобы было удобно регулировать расстояние от горящего конца сигары до прогреваемой точки на теле (Рис. 5). Делать упор кисти с сигарой необходимо ещё и для того, чтобы не уставала рука от монотонной нагрузки во время длительного сеанса моксы.
Рис.5 Позиция кисти целителя во время моксы.
Если позиция кисти руки с сигарой удобна, то это повышает качество самой процедуры и уменьшает вероятность случайного ожога.
Один из способов воздействия на точки моксы называется «клевание». При выполнении моксы этим способом, сигару ритмически подносят к точке и, как только начинает слишком жечь кожу, её тут же немного поднимают вверх. Так делают до прогрева точки. Такой способ выполнения моксы, во-первых, не даёт сжечь кожу, а во-вторых, способ «клевание» активизирует точку, поскольку ритмическое воздействие возбуждает не только жар в прогреваемой области, но и рлунг. Т.е. при моксировании способом «клевание» доша рлунг (ветер) усиливает действие жара и активизирует орган, на который направлено действие моксы (ветер как бы разносит жар по телу).
Следующий приём моксы - вращение по спирали. Сигару вращаем по маленькой спирали вокруг точки от периферии к центру. Можно менять направление вращения, ширину спирали и длительность одного витка в зависимости от обстоятельств и степени охлаждения внутреннего органа или внешней части тела. Спиральный метод и «клевание» это довольно распространённые приёмы моксы, которые широко применяются также и в китайской медицине, Третий приём - «утюжка» или «поглаживание». В этом случае водим сигарой вдоль тела, как бы поглаживая прогреваемую область. Метод «поглаживание» хорош тогда, когда надо прогреть не точку, а обширный участок тела, например, после травмы или при обширных болях.
При выполнении моксы полынными сигарами размеры сигары могут быть разными. Тонкие сигары применяются в труднодоступных местах тела, на голове или там, где требуется более точное воздействие на точку. Толстые сигары применяются для точек на торсе или для прогрева обширных областей тела.
Вопрос: Можно ли утюжку применять вдоль позвоночника? Не повредит ли это случайно какой-либо орган, который необязательно подвергать моксе?
При искривлении позвоночника утюжку можно применять вдоль позвоночника, это не должно повредить пациенту. Искривления вызываются избыточным рлунг (гипертония мышц), так что разогрев в этом месте будет только на пользу всем внутренним органам, которые имеют свои точки в этой области. Однако, чтобы избежать недоразумений, необходимо всё-таки выполнять пульсодиагностику, чтобы контролировать все процессы в период активной терапии. Мокса является сверхактивным методом воздействия на энергию и тело человека, так что оставлять без внимания ничего не следует. После моксы методом утюжки вдоль позвоночника, гиперактивные мышцы расслабляются и позвонки должны принять естественную позицию. Но чем сильнее запущенность хронического расстройства, тем большее количество сеансов моксы требуется выполнить на данную область и на общие точки рлунг.
Методов моксы существует довольно много, но совершенно не обязательно изучать и владеть всеми. Достаточно освоить один, два или три способа и постоянно совершенствоваться в их выполнении. Так же вреден компиляционный подход, когда чисто механически смешивают разные школы медицины или применяются разные по систематике методы диагностики и терапии. Как правило, хороший целитель использует один или два способа моксы и совершенствуется в рамках этого метода. Такой подход характерен не только для тибетской медицины, но и для других аспектов восточных традиций, например, ушу, духовной практики, живописи, музыки и т.д.
Используя любой из перечисленных выше приемов моксы, разогрев точки или области тела делается до появления ярко выраженного красного пятна на коже. На разогрев одной точки уходит примерно 10-15 минут, но в случае сильного охлаждения органа мокса может продолжаться и дольше. При этом всегда надо ориентироваться исходя из индивидуальных особенностей пациента. Прогревание следует выполнять таким образом, чтобы не сделать ожога. По мере нагревания области тела, сигару надо поднимать чуть выше. Если точка во время моксы очень быстро покраснела, то это может свидетельствовать о сильном дисбалансе доши рлунг в органе или вообще в теле. В таком случае останавливаться не следует, необходимо продолжить прогревание дальше. При сильных расстройствах допускается делать ожог при выполнении моксы до появления волдыря. В литературе приводится 4 типа ожогов: от появления лёгкого покраснения, до сжигания кожи до волдыря. В каждом случае целитель должен ориентироваться по ситуации и выбирать степень воздействия в зависимости от силы расстройства или целесообразности. Например, если нет возможности системно делать процедуру моксы, можно сделать один раз сильный ожог и воздействие на орган будет сохраняться длительное время, поскольку в месте ожога происходит постоянный воспалительный (горячий) процесс, создающий длительный греющий эффект. Что касается количества самих процедур, то, как правило, первоначально назначают 10 сеансов, потом следует сделать перерыв от 5 до 10 дней (перерыв делается для того, чтобы избежать привыкания организма к постоянному воздействию тепла). Сеансы моксы можно делать каждый день, через день или в каком-либо другом режиме, главное, чтобы это было более или менее системно. При сильных расстройствах моксу лучше делать каждый день в течение 10 дней. Если на второй день сохраняется ожог, это место лучше не моксировать, можно прогревать другие точки, которые будут также связаны с органом, на который оказывается воздействие.
Чтобы прогревания были эффективными, необходимо соблюдать следующие правила: - не пить непосредственно перед процедурой и сразу после нее в течение 2 - 4 часов (поскольку вода враг огня); - не следует принимать пищу и питьё перед моксой и сразу после неё, чтобы не создавать отток энергии и крови от органов, на которые воздействуем моксой; - нельзя принимать во время процедур моксы лекарства класса антибиотиков и т.д., потому что мокса будет способствовать повышению их концентрации в прогреваемом органе (для усиления действия тибетских лекарств, можно применять моксу); - перед моксой и сразу после неё нельзя охлаждать тело; - по окончании моксы нельзя сразу принимать водные процедуры; - не рекомендуются половые сношения сразу после моксы; - сразу после процедуры нежелательны физические нагрузки, поскольку кровь в случае физических нагрузок перераспределяется от внутренних органов в мышцы; - по окончании процедуры нельзя сразу ложиться спать.
При выполнении моксы следует также обратить внимание на то, что данную процедуру нельзя делать в местах расположения лимфаузлов, непосредственно на половые органы и глаза. Кроме того, от пятнадцатой точки на позвоночнике (самсэу) не прогревают точки, расположенные на расстоянии цона в обе стороны, также нельзя прогревать точки, расположенные по обе стороны от кадыка на расстоянии цона. Запрещённых точек немного, но их следует помнить.
Для успешного и комфортного проведения процедуры следует соблюдать гигиену и создать хорошие условия для работы в кабинете или дома. В комнате должно быть тепло, необходима вытяжка для дыма, выделяемого полынными сигарами или конусами. Если вытяжки нет, после проведения каждой процедуры следует проветривать помещение.
Хорошо делать моксу незадолго перед сном и в оставшееся до сна время пациент не пьёт, не ест и не нагружает тело работой, от этого эффект от прогревания увеличивается. Днём наиболее предпочтительно делать моксу во время доминирования той доши, с которой у пациента есть проблема. Например, при расстройствах рлунг (ветра) лучше делать моксу во время доминирования рлунг, это с двух часов дня, до шести часов вечера или с двух часов ночи, до шести часов утра.
В системе тибетской медицины принято следующее деление суток на доминирующие периоды трёх дош: бедкен (слизь), трипа (жёлчь), рлунг (ветер). Бедкен доминирует с шести часов вечера, до десяти часов вечера и с шести часов утра, до десяти часов дня. Трипа - с десяти, до двух часов дня и в такие же часы ночью, а рлунг с двух часов дня до шести часов вечера и в такие же часы ночью. Зная какая именно доша в дисбалансе целитель делает моксу в то время, когда эта доша доминирует. Но, как правило, в силу разных обстоятельств, выполнить это правило бывает очень трудно. В этой ситуации возможно выполнение моксы в любое другое время, это не принесет вреда, но эффективность процедуры несколько снизится.
Целитель, имеющий передачу в тантрийские методы медицины или другие тибетские духовные практики, отвечающие за ваджрное тело (энергию), способен усиливать действие моксы, применяя визуализации божеств «тантрического пантеона» и мантры силы. Если целитель владеет в совершенстве такими практиками, он способен выполнить воздействие на проблемный орган без моксы или лекарств, используя только силу визуализации и энергию мантр. Этот метод может быть использован и для лечения на расстоянии, когда целитель не вступает в контакт с пациентом непосредственно. Такие духовные практики необходимы целителю и для защиты от провокаций, которые могут перейти от пациента к нему, силой визуализации и мантры создаётся защитный круг.
Ученику, собирающемуся практиковать тибетскую медицину, одних теоретических знаний недостаточно. Он должен постоянно совершенствоваться на практическом уровне, как в духовном аспекте, так и в прикладном. Метод моксы можно применять к самому себе.
См. также:
Формы и практические приёмы моксы
Определение точек моксы
Практические советы для выполнения моксы
Практический тренинг по выполнению моксы полынными конусами и полынными сигарами
Обсудить на форуме