Прежде всего, следует отметить, что метрический аспект стимулирования заслужил очень много критики с тех пор, как стал использоваться организациями в слишком жесткой манере.
Однако нельзя не признать, что продуманная метрика может играть очень важную роль в процессе стимулирования обмена знаниями.
Метрика знаний используется для того, чтобы организация могла узнать о том, что обмен знаниями произошел. До тех пор, пока вы не определите метрику знаний вашей организации (до той степени, когда она станет понятной и приемлемой для всех членов сообщества), все попытки сформировать методику знаний будут бесполезны. Метрику знаний стоит воспринимать как способ признать заслуги людей, которые поделились своими знаниями, и объявить об успехе управления скептикам, которые все еще держат свои знания при себе.
Прежде всего, люди должны знать, что будет считаться вкладом в систему коллективных знаний. Существует три основных (самых популярных) подхода решения этого вопроса.
Входная информация - если компания уже обладает формализованным хранилищем коллективных знаний, метрика может состоять в том, чтобы подсчитывать, как часто каждый сотрудник делает свой вклад в базу знаний. Однако мудрый менеджер согласится с тем, что такая система измерений далека от совершенства, так как не учитывает полный цикл обмена знаниями. При такой системе измерений пользователь знаний остается вне поля зрения метрики. Внедрив такую метрику, руководство компании рискует дать стимул сотрудникам вкладывать в базу бесполезные знания. Ведь поставщик знаний ради того, чтобы заслужить награду, может вносить в коллективную базу знаний абсолютно ненужную информацию. Известен случай, когда сотрудник компании IBM добыл из памяти компьютера документ своего коллеги и выдал его за свой личный, пытаясь заслужить вознаграждение за вклад в коллективную базу знаний. Мудрый менеджер больше внимания будет уделять не количеству, а качеству знаний.
Выходная информация - организация может сделать акцент не только на пополнении базы знаний, но и на активном участии сотрудников в процессе обмена в качестве пользователей знаний. Этот подход предполагает вознаграждение тех сотрудников, которые пользуются имеющимися в коллективной безе знаниями для продвижения новых идей, процессов и (или) продуктов. Несмотря на то, что этот подход имеет свои преимущества перед предыдущим, он не может эффективно мотивировать сотрудников делиться своими знаниями, а скорее стимулирует их пользоваться чужими.
Входная/выходная информация - самый эффективный способ оценить информационный обмен и создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия - это оценить весь цикл обмена знаниями. Компания награждает сотрудников не только за вклад в базу знаний, но и за ценность вносимых знаний, благодаря которым коллеги смогут улучшить свою работу. Внедряя такую систему метрики, руководство посылает сотрудникам четкий сигнал: компания ценит не только тех, кто делится своими знаниями, но и тех, кто эффективно ими пользуется. Хороший способ визуализации такой системы - это изобразить круг, точками периметра которого будут все пользователи и поставщики знаний. Эти точки соединяются линиями, количество которых соответствует частоте взаимодействий (можно проанализировать информационные потоки сети Интранет или объем электронной почты). Результатом такой визуализации будет диаграмма взаимодействия сотрудников компании, которая демонстрирует стремление сообщества к сотрудничеству и процесс обмена знаниями. Вы можете пойти еще дальше и определить сообщества внутри организации, которые в определенные периоды времени были самыми инновационными и успешными с точки зрения обмена знаниями.
Какой бы подход вы не избрали, очень важно продумать, как именно вы будете награждать корпоративные сообщества за активное участие в процессе обмена знаниями. Такое поощрение поможет вам укрепить доверие сотрудников, подстегнет обмен знаниями внутри сообществ, создаст атмосферу здоровой конкуренции между сообществами.
|
|
Книга: "Управление знаниями", Коулопоулос Т. М., 2008 г., Москва, Эксмо, 217 стр., ISBN 978-5-699-22937-6.
Исходный раздел: Метрика
Найти книгу в продаже
|
См. также:
Методика
Методы стимулирования
Обсудить на форуме