Чтобы освоить пульсодиагностику, необходимо знать, в каких точках следует слушать пульс и какие внутренние органы прослушиваются (представлены) в этих точках. Кроме того, для полного освоения метода пульсодиагностики, необходимо понять основной принцип «отношений» внутренних органов между собой, т.е. при сочетание элементов (махабхут) между собой, образуются определённые группы внутренних органов, или так называемые дхату.
В тибетской медицине принята классическая схема, в основе которой лежит двоичное сочетание двенадцать внутренних органов: - сердце, тонкий кишечник; - селезёнка, желудок; - левая почка, половые органы; - лёгкие, толстый кишечник; - печень, жёлчный пузырь; - правая почка, мочевой пузырь.
На рис.1 дана топография точек мужского варианта точек для пульсодиагностики. У женщин расположение верхних точек (дхату) на запястьях меняются местами. Т.е. «сердце - тонкий кишечник» у женщин диагностируются на правой руке, «лёгкие - толстый кишечник» прослушиваются на левой руке (у мужчин - наоборот).
Сочетание внутренних органов в пары называется дхату. Выше перечисленные двенадцать внутренних органов сгруппированых в пары, в так называемые дхату (но существует пять дхату, потому, что две пары точек - «правая почка - половые органы» и «левая почка - мочевой пузырь» объединены в одно дхату). Диагностика пульса проводится в шести точках (но в пяти дхату), в каждом дхату представлено по два органа (в дхату вода - четыре), на каждом запястье находится по три точки для прослушивания пульса (см. рис.1). На двух руках прослушиваются шесть пульсов, в каждой пульсовой точке прослушиваются по два органа (плотный и полый орган, т.е. дхату), и того при диагностике «считываются» двенадцать пульсов (диагностируются двенадцать внутренних органов).
Рис. 1. Схема дхату и топография точек для пульсодиагностики.
Для получения правильной информации о происходящих в организме человека процессах по пульсу существуют определенные правила проведения данной диагностики. Когда у пациента слушается пульс, он должен сидеть спокойно и расслабленно, держа руки на весу или поставив их локтями на стол. Первая точка, в которой слушается пульс, находится на расстоянии одного цона от сгиба запястья (цон - размер первой фаланги большого пальца руки пациента), в этом месте находится небольшая ямка под косточкой. Далее пульсовые точки располагаются по порядку. Между пальцами диагноста должно быть расстояние примерно равное размеру рисового зёрнышка (одной рукой проводится диагностика, другой рукой можно поддерживать руку пациента). Первый (указательный) палец давит на кожу (легко), второй (средний) - на мышцы (давление сильнее), третий (безымянный) - на кость (давление еще сильнее). Это делается потому, что кровеносный сосуд располагается не на одинаковой глубине под кожей. Пальцы следует ставить ровно, перпендикулярно предплечью пациента, держать их надо немного округло, практиковаться можно в начале на себе.
Рис.2 Позиция рук во время пульсодиагностики.
Пульсовая волна идёт снизу вверх (от плеча к пальцам) и целитель должен «услышать» перекатывание этой волны кончиками своих пальцев.
Существуют основные характеристики общего пульса, общий пульс бывает трёх видов: мужской, женский и бодхисаттвовский. Мужской пульс сильный, активный. Женский - тонкий, мелкий, слабый. Бодхисаттвовский - средний, уравновешенный, при осязании похож на перекатывание под кожей жемчужин, мягкий, ровный, гладкий. Любой пульс может быть, как у женщин, так и у мужчин, а по мере восстановления баланса дош, пульс может изменяться.
В первую очередь целителем определяется общий пульс, а затем прослушивается каждый орган в отдельности, по всем шести точкам пульсодиагностики. Если при прослушивании определенного органа его пульс отличается от общего - это может быть признаком расстройства. Например, если у пациента общий пульс мужской, а при прослушивании пульса в почках он намного слабее, уходит в глубину и там теряется, это означает, что у пациента в почках холодный процесс, т.е. истощение доши рлунг или бедкен.
Пульсодиагностикой в каждом внутреннем органе определяем три основные характеристики - бедкен, трипа и рлунг, и, в зависимости от того в подъёме или в упадке находятся эти доши, принимаем то или иное решение для лечения. Избыток рлунг ощущается как вздутие пульсовой волны в диагностируемой точке, но при надавливании на неё пульс тут же теряется. Такой пульс похож на надутый ветром купол парашюта - пустой и неустойчивый. При недостатке рлунг или бедкен пульс будет вялый и слабый или вообще не будет прослушиваться. Если бедкен в подъёме, тогда пульс толстый, тягучий, мощный, при надавливании усиливается. При избытке трипа пульс сильный, частый, острый, как будто игла колет в палец, при надавливании обостряется и не теряется.
Каждое дхату имеет своё основное качество и называется соответственно своей внутренней природе. На рис.1 показаны эти сочетания и названия каждого дхату. Например, дхату «сердце - тонкий кишечник» имеет название огонь, дхату «желудок - селезёнка» - это земля и т.д. (В данном случае огонь, вода, железо, земля, дерево не являются чистыми махабхутами (элементами)). Через такие ассоциации просто указываются свойства органов (дхату) и их основная функция в организме. Например, дхату «огонь» («сердце - тонкий кишечник») называется так потому, что сердце является горячим органом, так как оно связано с кровью, а кровь имеет горячие свойства. В тонком кишечнике происходит основной пищеварительный процесс (горячий), связанный с жёлчью - жёлчь горячая по своей природе. Желудок и селезёнка связаны с перевариванием грубой пищи, потому дхату носит название «земля». Почки, мочевой пузырь и половые органы связаны с жидкостями, поэтому данное дхату называют «вода» и т.д.
Каждое дхату состоит из двух органов и сгруппировано в одну точку для прослушивания во время пульсодиагностики (две нижние точки, состоящие из двух почек, мочевого пузыря и половых органов составляют дхату «вода», таким образом, в дхату «вода» включены четыре органа, данное дхату прослушивается в двух точках на каждой руке). Получается, что, прослушав шесть точек пульса на руках, диагностируется пять дхату.
Дхату оказывают влияние друг на друга и соотносятся между собой как «друг-враг», и как «мать-сын». (Рис. 3).
Рис.3 Таблица отношений между дхату.
Итак, чтобы определить, как дхату влияют друг на друга, необходимо чётко понимать схему отношений, указанную на рис.3.
Отношения между дхату развиваются по следующим принципам (примеры): ДРУГ - ВРАГ: вода враг огня, земля враг воды, дерево враг земли и т.д. и наоборот - дерево друг железа, земля друг дерева, вода друг земли и т.д.
МАТЬ - СЫН: огонь сын дерева, земля сын огня, железо сын земли и т.д., и наоборот - железо мать воды, земля мать железа и т.д.
При лечении необходимо поддерживать или подавлять те или иные органы или дхату, если они, каким-либо образом, влияют на тот орган, который следует лечить. При отношениях «друг-враг», один орган или дхату может подавлять как «врага» или помогать, как «другу». При отношениях «мать-сын» один орган или дхату может тянуть энергию из другого или наоборот питать другой орган или дхату. В тибетской медицине принята следующая методика работы с дхату:
1. «Мать» при ослаблении питать, при усилении подавлять.
2. «Сына» при усилении ослаблять (чтобы не истощал), слабого не трогать.
3. «Друга» при ослаблении усиливать, при усилении не надо трогать.
4. «Врага» при усилении подавлять, при ослаблении не трогать.
Если в дхату или в органе прослушивается усиление пульсации - это тяготение к жару, если прослушивается ослабление пульсации - это тяготение к холоду.
При лечении обязательно учитывают рассмотренные выше варианты влияния дхату (парных органов) друг на друга.
Каждое дхату или, точнее, каждая двоичная связка, включает в себя два органа. Один считается плотным и главным, второй - второстепенным и полым. Верхние органы в каждой точке всегда плотные это: - сердце; - селезёнка; - левая почка; - лёгкие; - печень; - правая почка.
Соответственно те органы, которые состоят в связке с плотными, являются полыми и второстепенными. В тибетской медицине считается, что основная причина расстройств зарождается в плотном органе, и, как бы, проваливается в полый (при условии холода), а жар имеет тенденцию подниматься с низу вверх. Из этого правила становится очевидным, что при нарушениях дош в полых органах, надо также брать во внимание и плотные, ибо причина болезни может зарождаться в них. Например, при лечении гинекологических расстройств (полые органы), необходимо также лечить и почки (плотные органы), поскольку именно почки провоцируют проблемы в области гинекологии или в мочевом пузыре (т.е. во второстепенные органы холод как бы проваливается из главных, из почек (плотных) в полые, или нижние органы гинекологии или мочевого пузыря). При этом боли в почках могут не ощущаться, да и никакие другие признаки расстройств могут внешне сильно не проявляться в почках. Однако при пульсодиагностике состояние пульса всегда покажет пониженную функцию (расстройство) на уровне доши бедкен или нарушение элемента вода в почках. Потому при проведении лечения следует делать моксу (прогревание полынными конусами или сигарами) вначале на почки (чтобы устранить причину), а потом на область гинекологии или мочевого пузыря (чтобы убрать последствия). Если есть расстройства в матке или в яичниках (полые органы), например, холодная (хроническая) опухоль или киста, то в этом виноваты «холодные» почки (плотный орган, который является главным в паре данного дхату). В данном случае почки обычно провоцируют этот застойный процесс в гинекологии. Это очень типичные взаимоотношения между главными и второстепенными органами в практике лечения мочеполовой системы. Но, как и в любом правиле, в данном аспекте взаимоотношений бывают исключения. Например, не обязательно проблемы в толстом кишечнике (полый орган) могут быть спровоцированы лёгкими (плотный орган в данном дхату). Расстройства могут быть вызваны неправильным питанием или переохлаждением. Например, зимой у водителей, садящихся на холодное сидение автомобиля или у тех, кто много находится на холоде и ест холодную пищу, часто встречаются проблемы с предстательной железой, почками, толстым кишечником и вообще с внутренними органами в нижней части тела.
Доши в теле человека могут иметь дисбаланс, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения своих свойств. Свойства дош представлены в таблице №1 «Возбуждение болезненных основ».
Таблица №1«Возбуждение болезненных основ».
Для того, чтобы пульс показал реальное состояние внутренних органов необходимо, чтобы перед проведением диагностики пациент соблюл несколько определенных условий: - не принимать никаких лекарств за несколько дней до диагностики; - не менее чем за два часа до диагностики не употреблять пищи; - не принимать с утра возбуждающих напитков; - не нагружаться физической работой; - недопустим алкоголь накануне; - желательно не заниматься сексом перед диагностикой; - состояние организма не должно возмущаться чем-либо перед приходом к врачу, например, перегрев на солнце или переохлаждение и т.д.
Наилучшее время для пульсодиагностики - раннее утро, но это условие практически невозможно соблюсти. Однако, можно делать диагностику и в другое время суток, но при этом следует производить поправку на доминирующую дошу в данное время, а также на сезон и на возраст пациента. Зимой доминирует слизь (холод), потому пульс более вялый. Весной доминирует рлунг - пульс активный. Летом и осенью доминирует жар - пульс с акцентами жара. Есть ещё и пульс земли, он проявляется в межсезонье. Старость - возраст ветра, зрелость - возраст жёлчи, детство - возраст слизи. Поэтому, если пульс у пациента слушается не ранним утром, а в другое время суток, надо это учитывать, также учитываем и определённый сезон года и дошу, доминирующую в данный момент суток, следует быть особенно внимательным, чтобы, например, летом или в полдень не принять слегка усиленный общий жар за расстройство.
У человека с нормальным здоровьем за один вдох и выдох или дыхательный цикл целителя должно произойти пять ударов пульса. Если количество ударов пульса меньше или больше, это говорит о наличии расстройств. Если меньше двух ударов или больше десяти, то такой пульс называют пульсом смерти. Как правило, пациент долго не живёт с таким ритмом пульса.
После определения общих параметров пульса, прослушивается каждое дхату в отдельности. Первым всегда прослушивается сердце или дхату огня. Сердце считается царём всех внутренних органов и к нему следует относиться внимательно. При пульсодиагностике обязательно надо прослушивать все внутренние органы, чтобы иметь полную картину о состоянии здоровья пациента. При выдаче рекомендаций относительно питания и образа жизни, а так же при выборе средств лечения обязательно следует учитывать состояние внутренних органов.
Точки на запястьях для пульсодиагностики не имеют одинакового расстояния между собой, надо учитывать длину и толщину руки пациента. У детей рука очень маленькая, следовательно, точки располагаются очень близко, а у человека двухметрового роста они намного дальше друг от друга, чем у человека среднего роста. Пульсодиагностика - метод довольно сложный и имеет много характеристик. Кроме бедкен, трипа и рлунг есть ещё и другие показания в точках пульса. В литературе встречается описание некоторых параметров, которые можно услышать в пульсе пациента. Зная основные принципы пульсодиагностики, можно постепенно совершенствовать этот способ исследования личности. Здесь важна регулярность и последовательность, без практики достичь хороших результатов невозможно.
Сначала ученик учится слушать пульс у самого себя, потом у кого-то другого. Но, в любом случае, этот метод должен держаться в секрете, нельзя его применять просто для развлечения, так можно потерять силу метода. Это же касается и вообще всех знаний в духовной практике, тут «шоу» неуместно. Если целитель начинает различать пульсы, то результаты исследований являются тайной пациента и нельзя это обсуждать с посторонними без разрешения пациента.
Как говорилось выше, при правильном лечении меняется не только пульс пациента, но и его характер. Баланс дош влечёт за собой глобальное изменение личности и жизни человека, его судьбы и кармы. Тибетская медицина - духовная медицина и это её основное отличие от других методов лечения. В рамках этой доктрины имеются вполне легальные и безвредные методы влияния на здоровье человека, способные изменять и улучшать жизнь, быт и вообще всё бытие личности. Если целитель может успешно влиять на здоровье и судьбу и эффективно корректировать телесные и душевные расстройства, энергию и ум, это является высшим проявлением его мудрости и просветлённой энергии.
См. также: Зеркало диагностических признаков (Ютогба, по материалам переводов).
Обсудить на форуме