Мы уже рассмотрели некоторые аспекты информации. Теперь подойдем к этому вопросу с другой позиции. Подробнее рассмотрим информационное поле, в котором живет человек. Оно имеет гигантские размеры и насколько оно велико - точных данных нет, судить об этом можно только по некоторым косвенным признакам. Ученые говорят, что интеллект человека - это такой мощный орган приема, переработки и хранения информации, подобного которому нет среди существующих ныне компьютеров. Более того, построить компьютер, сравнимый с интеллектом человека, в ближайшем будущем не предвидится. Поэтому говорить об анализе всего, или какой-то значительной части информационного поля человека не будем. Наша скромная задача - рассмотреть очень незначительную частичку информации, которая циркулирует внутри и вокруг человеческого организма (имеется в виду только информация по интересующей нас теме - информация, связанная в какой-то степени с проблемой долголетия).
Информация в том виде, в каком мы ее понимаем в настоящее время, существовала всегда и всюду, в живой и неживой природе. Если Вселенная существует 14 млрд лет, значит, и информация - столько же. Однако первоначальное понимание информации как сведения сохранялось вплоть до середины XX века, то есть в человеческом обществе информация понималась как сообщения о чем-то или о ком-то, и не более того. И только всего лишь 50 с небольшим лет тому назад, когда американский инженер Винер написал книгу «Кибернетик», а его соотечественник Шеннон в то же время заложил основы теории информации, ставшей общенаучным понятием. Дело не только в том, что наука признала информацию как научную дисциплину, но и само понятие стало шире, глубже, объемнее и т. д. Теперь, как говорят, почувствуйте разницу - 14 млрд лет как существует информация, и только - каких-то 50 лет, как появилась наука об информации. Впечатляет, не правда ли! Однако не будем останавливаться на вопросе: почему произошел этот парадокс. Ясно только, что это еще один из феноменов сущности информации. К этому можно добавить, что хотя наука об информации уже есть, но до конца определить и понять всю многогранность этого явления пока еще не удалось. И когда это будет сделано - неизвестно. Человечество так долго определяло научный статус информации, до сих пор не определилось с тем значением, которое она играет в проблеме долголетия. Попробуем с этим разобраться.
Каждый человек живет в океане информации. Она окружает его везде и всюду, она постоянно функционирует внутри его организма. Образно выражаясь, человек купается в информации. Или, выражаясь научно, человек живет в определенном информационном поле. К счастью, как такового избытка информации, как правило, человек не испытывает, скорее наоборот. Ученые говорят. «Не бойтесь перегрузить свой мозг, человек использует 7-10% его потенциала». Академик Н.П. Бехтерева уточняет, что мозг практически не должен уставать, слишком много у него взаимозаменяюшихся элементов. Мозг имеет порядка 14 млрд. нервных клеток и волокон, он высший интегратор всех процессов жизнедеятельности человека, включая психическое состояние. Его функционирование происходит на основе первой (сенсорной) и второй (речевой) сигнальных систем, суть и предназначение которых открыл академик И. П. Павлов. Это стало одним из истоков кибернетики, так как управляющие импульсы (сигналы) имеют электромагнитную природу. Иными словами, наши мысли, память имеют электромагнитную природу, и на них можно воздействовать внешними полями.
По поводу возможностей мозга сошлемся на мнение наиболее авторитетного специалиста в этой области академика Н. П. Бехтеревой. Отвечая на вопрос о том, может ли волевая команда приостанавливать процесс старения человека, восстановить нарушенные функции, она говорила: «Мозг может настолько многое, что не перестаешь удивляться его колоссальным возможностям. Он может скомандовать организму выздороветь, когда человек ослаблен, и он поправится. Умело управляя мозгом, можно достичь поразительных результатов».
И еще самый свежий факт. Газета «Московский комсомолец» № 19 за 2001 г. в статье «Повелитель живых клеток» сообщает о том, что доктор философских наук В. М. Бронников из Феодосии обучает видению людей, по разным причинам полностью потерявших зрение. Вместо глазного зрения эти обязанности выполняет биокомпьютер с виртуальным экраном, на который проецируются окружающие предметы. Используются такое свойство, присущее мозгу, как фотоэффект, создав ющий голограммы окружающих предметов. Альтернативное зрение более эффективно по сравнению с обычным. Этот способ зрения доступен каждому человеку. Наличие этого факта подтверждает академик Н. М. Бехтерева. Она говорит, что лица, обученные видению без использования глаз, действительно способны читать тексты, ранее им не известные, и осуществлять целый ряд действий, обычно требующих зрения.
Это еще раз доказывает то, что мозг имеет колоссальные возможности, заставляет организм совершать чудеса. В данном случае, когда не были задействованы определенные участки мозга, человек был безнадежно болен, но стоило активизировать эти участки, и человек выздоровел. Таким образом, указывается, что мозг вполне обучаем смене ролей, занятий, включению ранее дремавших участков. Он успешно перепрограммируется подобно обычному компьютеру.
Ученые вьделяют три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. В сенсорной памяти информация хранится доли секунды на уровне ощущений. Если информация важна, то она переводится в кратковременную память, которая действует в течение 20 секунд. После обработки информации человек принимает решение - надо ли это запомнить надолго. Очень большой объем информации из числа той, которая нам необходима, переводится на постоянное хранение в долговременную память. Это делается без малейшего усилия воли. Ученые установили, что память хранит все, с чем сталкивается человек в своей жизни.
Рассмотрим информацию, с которой взаимодействует человек. При этом, конечно, имеется в виду информация, относящаяся к нашей проблеме. Эту информацию условно можно разделить на следующие части.
• Поток информации, для краткости изложения, назовем его ПИ 1, поступающий в мозг человека из окружающей среды.
• Поток информации ПИ 2, управляющий жизнедеятельностью всего организма и обеспечивающий его психобиологическую сущность.
• Поток информации ПИ 3, возникающий в результате мыслительной деятельности человека (человеческий фактор), а также как ответная реакция на воздействия ПИ 1 и ПИ 2.
• Поток информации ПИ 4, ответные действия подсознания человека.
См. также:
Потоки информации (ПИ) и влияние их на человека
Информация и продолжительность жизни
Выводы этого раздела
Обсудить на форуме