Наиболее известным европейским продолжателем традиции герокомии эпохи Возрождения считается венецианский дворянин Л.Корнаро (1467-1565) [40, 214]. Л.Корнаро интересен своей попыткой адаптировать герокомию к христианской церкви. Так. аргументом для сохранения здоровья как можно дольше было то, что это будет способствовать более долгому служению Богу, к тому же в старости человек свободен от страстей и его служение Богу может быть более эффективно. Метод же. предлагаемый Л.Корнаро. был традиционным - умеренность, и прежде всего в еде.
На протяжении этого периода разнообразные рекомендации ге-рокомического характера содержались в трудах многих исследователей феномена старения, упомянутых в предыдущем разделе. В наиболее полном виде они были отражены в работах немецкого врача К Гуфеланда (1762-1836) [40]. К. Гуфеланд, подобно Л. Корнаро. пытался адаптировать герокомию к популярным философским теориям, тогда такой теорией был витализм. Согласно К. Гу-феланду, долголетие человека в значительной степени определяется состоянием его духа. Поэтому, проповедуя умеренность для достижения долголетия, он делал акцент на психическую умеренность (контроль эмоций, умение расслабляться и т.п.). Он различал сохранение здоровья и достижение долголетия: первым занимается гигиена, а вторым - макробиотика. специальная ветвь медицины, родственная гигиене. «Макробиотика» называлась и наиболее известная его книга (написанная в 1796 г.). оказавшая сильное влияние на профилактику старческих болезней XIX в. (а некоторые геронтологи воспроизводили его рекомендации вплоть до середины XX в.). переведенную на многие языки и многократно переиздававшуюся (в нашей стране последнее издание вышло совсем недавно [41]).
См. также:
1.3.1. Идея прогресса и формирование научной методологии в геронтологии
1.3.2. Начало научного исследования старения
Обсудить на форуме