В XV-XVI вв. в Европе началась эпоха технико-экономического прогресса, который сопровождался бурным развитием физики, химии, математики, формированием рационального научного мировоззрения и революционными преобразованиями в области общественных отношений. Происходил и рост биологического знания, в том числе таких разделов, как анатомия и физиология, играющих важное значение для понимания феномена старения.
Эти процессы явились причиной того, что в области знания о старении происходил отказ от упрошенных представлений прошлого и формировалось понимание того, что для познания феномена старения и решения проблемы продления жизни еще мало научных данных, но в конечном счете прогресс естественных наук приведет к познанию и замедлению процесса старения, к значительному увеличению продолжительности жизни. Можно сказать, что тогда создавался методологический базис или философия геронтологии, совершался переход от полуфантастических, религиозно-мистических представлений к реалистическим, происходило накопление наблюдении и экспериментальных фактов, значительно увеличился объем количественных данных, для их обработки стали применяться статистические методы. И хотя в целом уровень развита науки и техники того времени не позволяя осуществить реализацию новых, научно обоснованных методов продления жизни (в ходу были лишь рекомендации герокомии прошлых эпох), однако, их разработка в последующие исторические периоды во многом была подготовлена именно философскими и методологическими работами ученых того времени.
О возможности увеличения продолжительности жизни (до возраста ветхозаветных патриархов и более) в результате прогресса науки упоминали в своих работах французский философ и ученый Р.Декарт (1596 - 1650) и американский ученый и политик Б. Франклин (1706-1790) [214]. Более подробно этот вопрос рассмотрел английский философ (родоначальник английского материализма и современной экспериментальной науки) Ф. Бэкон (1561-1626), которого известный современный английский геронтолог А. Комфорт назвал «первым последовательным английским геронтологом» (61]. Бэкон критиковал методы прошлого как неполные и ошибочные и в своей утопии «Новая Атлантида* наряду с другими проектами преобразования общества и науки описал методологию поиска путей продления жизни с помощью научных экспериментов [29].
Далее, в конце XVIII в. английский философ (один из первых теоретиков анархизма) и писатель У Годвин (1756 - 1836) и французский философ, ученый и политик Ж. Кондорсе (1743-1794) связали возможность продления жизни с социальным npoгpeccoм [214]. У.Годвин в своих работах указал на то, что желание продлить жизнь есть часть естественного стремления человека к совершенству. Такое улучшение человека, согласно У.Годвину, является необходимым условием для улучшения общества - это основополагающая идея анархизма о том. что безгосударственное общество может быть построено только на основе нравственности (см., например. 63]. Поэтому У.Годвин подчеркивал важность самоконтроля психических процессов для увеличения продолжительности жизни, называя это психосоматической медициной и умственной гигиеной. Ж. Кондорсе. как и У. Годвин, был теоретиком социальных преобразований, но во главу утла он ставил не личность, а общество, что отразилось и на его воззрениях на проблему продления жизни. Он связывал возможность продления жизни с общественным прогрессом. В совершенном обществе наука познает законы материи, следствием которых является старение, сможет управлять ими, тем самым поддерживая человека в состоянии вечной молодости.
См. также:
1.3.2. Начало научного исследования старения
1.3.3. Продолжение традиции герокомии
Обсудить на форуме