В отличие от сторонников герокомии алхимики предполагали, что победа над смертью возможна [214]. Они считали смертность следствием несовершенства человеческой природы и. следовательно, ликвидация этого несовершенства могла бы привести к достижению практического бессмертия. Устранить несовершенство предполагалось путем некой трансформации человека в бессмертное существо. Под этим либо понималась гармонизация соотношения составляющих его элементов, либо поиск и «выращивание» (путем химических превращений) некой бессмертной составляющей человека. В любом случае средством для этого должна была служить особая субстанция - эликсир, или философский камень, или пятый элемент (считалось, что тело человека и других земных существ состоит из четырех типов элементов, а пятый элемент является божественным). Поиск этой субстанции и являлся основной целью алхимиков.
Считается, что алхимия начала формироваться в Египте в эллинистический период, когда химические знания египтян были переосмыслены в рамках философских (как протонаучных, так и религиозно-мистических) представлений древних греков [102, 116, 119, 214]. Безусловно, на этот процесс повлияли и религиозно-мистические концепции других соседних народов (в основном, евреев и персов) [см. 128]. Начальный этап развития алхимии был отражен в трактатах таких авторов, как Зосима (IV в), Синезий (V в.), Олимпиодор (VI в.). Стефан Александрийский (VI в.) [102]. В раннем средневековье арабскими учеными было продолжено развитие алхимических представлений эллинистических авторов, а также, вероятно, и китайских [214]. Арабо-эллинистический генезиз отражен и в самом названии «алхимия»: «ал» - арабский определенный артикль. «Кем» - древнее название Египта, обозначающее также черную плодородную землю долины Нила (возможно, что от этого и произошло название страны), и черное вещество, появление которого на первой стадии алхимических превращений описано во многих трактатах [128]. Хотя существуют и другие версии происхождения этого термина: от имени библейского Хама, от греческих слов «хюмос» - сок или «химевсис» - смешивание, от китайского названия золота - «ким», от латинского «хумус» - земля [102, с. 13]. В этот ряд. вероятно, можно поставить и персидское слово "хаома" - название растения (или сока, напитка), дающего бессмертие [26].
Экспериментальный аспект продления жизни в эллинистической и арабской алхимии имел периферический характер [214]. Вероятно, это было связано с тем. что в первой их них господствовали мистические представления, а во второй - продление жизни могло истолковываться как противоречие воле Аллаха, который создал людей смертными. Способствовало же развитию арабской алхимии то, что тогда она была тесно связана с медициной (т. е. с практическими потребностями людей). Другим важным стимулом для ее развития была идея о том, что человек может приобрести власть над природой средствами науки в тогдашнем ее понимании (последнее получило свое дальнейшее развитие в западноевропейской алхимии). Наиболее известными алхимиками исламского мира, касавшимися проблемы продлении жизни, были араб Гебер (VIII-IX вв.), персы Аль-Риз (Ар-Рази) (850-923) и Авиценна (Ибн-Сина) (980-1037).
Через арабов алхимия была заимствована учеными средневековой Европы, где она получила свое дальнейшее развитие - фактически алхимия являлась наукой того времени [102], и эксперименты по поиску эликсира жизни были поставлены на широкую основу [214]. Этим европейская алхимия больше напоминала китайскую, чем арабскую или эллинистическую. Во многом это произошло благодаря трудам английского философа и естествоиспытателя Р. Бэкона [1214-1294]. Он считал, что короткая жизнь не норма, а отклонение от нее. Основной причиной укорачивания жизни, по его мнению, был неправедный и неправильный образ жизни людей, причем эта неправедность наследуется и накапливается и, следовательно, каждое поколение живет все меньше. Особенно по сравнению с эталоном праведности - ветхозаветными патриархами, жившими, согласно Библии, около тысячи лет. Главным путем для увеличения продолжительности жизни он полагал поиск веществ, ее продляющих, при помощи алхимических методов. В частности, он рекомендовал золото, ладан, жемчуг, змеиное мясо, дыхание девушек.
Одним из последних знаменитых алхимиков, большое внимание уделявший аспектам омоложения и продления жизни, был швейцарский врач и естествоиспытатель Парацельс (1493-1541). По мнению М. Грмека [40] и более раннему указанию французского физиолога А. Дастра [43], его относительно недолгая жизнь доказала бесполезность его снадобий. Однако такое суждение может оказаться поверхностным, поскольку существуют версии о насильственной смерти Парацельса. По одной из них его устранили конкуренты, так как его методы лечения были очень популярны [39, 128].
Стоит заметить, что если рассматривать общую постановку проблемы, то исходные посылки алхимиков были в сущности правильными. Однако, вследствие зачаточного уровня развития науки в то время, предлагаемые ими методы вряд ли могли принести их к успеху. Хотя, в принципе, методом проб и ошибок они могли бы найти вещество или снадобье, применение которою продлевало бы жизнь. Так, добавление в пищу селена может продлить жизнь в районах, где его содержание в природных источниках недостаточно (35). Тем не менее, эксперименты алхимиков оказали влияние не только на развитие методов продления жизни, но и на формирование экспериментальной биологии и химии [55, 102]. Поскольку «подлинное эмоциональное желание найти бессмертную сущность человека всегда стимулировало стремление постигнуть тайну материи [119].
См. также:
1.2.1. Продление жизни в древнейших культурах
1.2.2. Даосизм
1.2.3. Герокомия
Обсудить на форуме