Старости надо сопротивляться... Как борются с болезнью, так надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для их угнетения.
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
Примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия (или герокомика) - направление, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем [40]. Как правило, в рамках этого подхода подразумевается, что смерть неизбежна (так называемая апология смерти) и продлить жизнь дольше некого предела нельзя - можно только помочь каждому прожить его естественную продолжительность жизни без тяжелых болезней.
В отличие от даосизма, который возник в относительно монокультурной среде, постепенно формируясь на основе первобытной мифологии, где вера в сверхъестественное, включая представления о загробной и вечной жизни, была основой мировоззрения, греческая философия и медицина возникли под влиянием очень многих, сильно различающихся друг от друга философских и религиозных концепций (т. е. целостность первобытною мифологически-религиозного мировоззрения древних греков была разрушена), что не могло не вызывать недоверия к умозрительным теориям, и разнообразие, эклектичность и противоречивость древнегреческой философии служит тому подтверждением. Примером такой противоречивости может служить и отношение древних греков к проблеме продления жизни. С одной стороны, мировоззрение древних греков было преимущественно фаталистическим - в мире все предопределено, и человек не может влиять на природные процессы, не может изменить свою изначально смертную природу. Это отражено как в их мифах, где даже боги были не властны над судьбой [см.. например, 68], так и во многих философских системах, описывающих мир как полностью детерминированную сущность [129]. С другой стороны, есть отдельные свидетельства, что мысль о существовании средств, дающих бессмертие, была не чужда древним грекам. Например, в некоторых мифах таким средством считался огонь, который делал человеческое тело бессмертным, выжигая его смертные части [19|. Возможно, на возникновение таких представлений повлияли идеи зороастрийцев, в религия которых доминировал культ огня и бессмертия (26|.
Вероятно, противоречивость мировоззренческих позиций была одной из причин того, что отношение древних греков к действительности в значительной степени базировалось не на уме ных концепциях, а на анализе практического опыта и наблюдений [214]. которые свидетельствовали, что смерть неизбежна. Вместе с тем, практический опыт лечения болезней и примеры долгожителей показывали, что достижение здоровой старости является осуществимой задачей. Следствием практической основы герокомии было не только то, что его рекомендации были весьма полезны, но также и то, что некоторые теоретические построения античных ученых, объясняющие старение (конечно, в современной интерпретации), были недалеки от истины. К примеру, начиная с Гераклита (конец VI - начало V вв. до н. э.) и Парменида (ок. 540 - ок, 470 гг. до н. э.), старение обычно объяснялось как потеря внутреннего тепла и влаги [40]. Тепло тогда было синонимом энергии, а, согласно современным теориям, в основе старения действительно может лежать ухудшение способности клетки к выработке энергии вследствие накопления молекулярных повреждении [315].
В античный период герокомия не была системой взглядов и не представляла выделенного направления. Наблюдения над процессом старения, описания возрастных заболевании и советы по продлению жизни были разбросаны по многочисленным трактатам античных авторов: Гиппократа, Аристотеля. Цельса, Галена, Орибазия, Асклепиада и других [40]. Для сохранения тепла и влаги рекомендовалась диета, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры. Важное место в герокомии отводилось и заботе о пожилых людях (т. е. герогигиене). Большинство из этих методов безусловно полезны для достижения здоровой старости. Другое дело, что они в принципе не могут радикально продлить жизнь.
Традиции герокомии получили значительное развитие в византийской и арабской медицине, откуда они были заимствованы врачами средневековой Европы. Однако методы, предлагавшиеся средневековыми сторонниками герокомии. практически совпадали с рекомендациями античных авторов [40].
См. также:
1.2.1. Продление жизни в древнейших культурах
1.2.2. Даосизм
1.2.4. Алхимия
Обсудить на форуме