Данные, полученные на холоднокровных животных, не могут быть перенесены на теплокровных с их гомеостатическим уровнем регуляции метаболизма, процессов теплопродукции и теплоотдачи. У теплокровных несколько иные и основные экспериментальные модели: влияние двигательной активности на ПЖ обычно изучается в двух постановках - добровольное или принудительное изменение физических нагрузок. Существует множество работ, доказывающих, что длительная гипокинезия является своеобразным стрессом, приводящим к нарушению структуры и функции ряда органов. Так, по данным В. А. Боера (1972), ограничение подвижности животных вызывает неблагоприятные изменения функционального состояния миокарда, которые усугубляются по мере увеличения длительности гипокинезии и в конечном итоге приводят к увеличению смертности подопытных животных (Муравов, 1976). Сокращение ПЖ под влиянием гипокинезии уже само по себе оправдывает необходимость высокой двигательной активности. Для правильной оценки результатов влияния мышечных нагрузок на ПЖ прежде всего следует учесть, что при старении двигательная активность у этих животных снижается почти на порядок (Goodrick, 1980; Ковтун, 1984). Следовательно, характер влияния двигательной активности на ПЖ может в значительной степени зависеть от возраста животных. Так, в опытах, начатых с 45-суточного возраста, СПЖ контрольных крыс (самцы Вистар) составляла 612 сут, тогда как у животных, которые при желании могли совершать добровольные прогулки в тредбане, СПЖ достигала 741 сут. Соответствующие величины для самок были равны 786 и 876 сут (Goodrick, 1980). При этом внутри каждой группы существовала значимая положительная корреляция между ПЖ и длительностью роста и отрицательная корреляция между ПЖ и скоростью роста. Иначе говоря, как у интактных, так и у тренированных животных ПЖ была тем больше, чем медленнее происходило нарастание массы тела и дольше период роста. Увеличение физических нагрузок, как и в случае с КО-диетами, приводит к замедлению роста. В целом у тренированных животных был занижен не только темп роста, но и масса тела после достижения зрелости, а потребление кислорода, наоборот, было выше. В таких же исследованиях, начатых с 10.5- и 18-месячного возраста, ежедневные добровольные прогулки не оказывали существенного влияния на ПЖ (Goodnck, 1980). Эти результаты свидетельствуют о снижении эффективности влияния двигательной активности на ПЖ при увеличении возраста исследуемых животных.
Примерно к таким же выводам приводит анализ данных с принудительной двигательной активностью. Среди таких работ наибольшее внимание привлекли опыты Эдингтона и соавторов (Edington et al., 1972), в исследованиях которых самцы крыс с 120-, 300-, 450- и 600-суточного возраста 5 раз в неделю бегали в тредбане по 20 мин со скоростью 10 м/мин. Через 530 сут после начала исследований выживаемость была выше только в двух первых группах, где двигательная активность была повышена с раннего возраста. На основании этого авторы заключили, что существует некий «порог возраста», начиная с которого занятия физической активностью могут не только не способствовать долголетию, но и сокращать ПЖ. Эти выводы были подвергнуты справедливой критике прежде всего из-за отсутствия возрастной дифференциации физических нагрузок Во всяком случае они убеждают в необходимости строгой дозированности нагрузок в зависимости от возраста, адаптационных возможностей организма. В ряде других исследований с ежедневными принудительными физическими нагрузками также удавалось обнаружить увеличение ПЖ. При этом увеличение ПЖ подопытных крыс сопровождалось увеличением потребления пищи и кислорода (Retzlaff et al., 1966). Рост ПЖ этих животных при одновременном увеличении потребления пищи и кислорода свидетельствует о том, что механизмы пролонгирующего жизнь действия двигательной активности, по-видимому, иные, чем при ограниченных диетах, следовательно, при совместном их применении можно ожидать аддитивности пролонгирующего эффекта. Действительно, такое предположение подтверждается результатами исследований, в которых одновременно голодавшие и тренированные животные жили дольше, чем при раздельном действии этих же факторов (McCay et al., 1941; Sperling et al., 1978).
Интересную концепцию о связи ПЖ с физической активностью развивает И. А. Аршавский (1977), который, формулируя правило «скелетных мышц», полагает, что эндогенные и экзогенные стимуляторы физической активности приводят к «избыточному анаболизму», выражаемому в накоплении живой массы или в увеличении структурно-энергетического потенциала, что и определяет ПЖ. Поэтому такие эволюционно близкие эврибионтные и стенобионтные виды млекопитающих, как заяц-кролик, белка-крыса, лошадь-корова и др., заметно отличаются по ВПЖ. При этом 150
у более долгоживущих эврибионтных видов оказываются высокими не только ПЖ, но и мембранный потенциал, потенциал действия, содержание белка, АТФ, миоглобина и др. В оптимальных условиях развития под влиянием определенных физических нагрузок у стенобионтных видов появляется тенденция приближения к эврибионтным видам по ряду биохимических и физиологических показателей с одновременным увеличением ПЖ.
См. также:
Холоднокровные
Человек
Обсудить на форуме