Подавление реакции блокады ?-ритма у медитирующих йогов означает, что самые различные, а иногда сильнодействующие раздражения не влекут за собой какой-либо кортикальной реакции в противоположность корковым ответам на раздражения у тех же лиц до медитации или у контрольных лиц. Из субъективных сообщений медитирующих о том, что во время медитации они теряют чувствительность, вытекает, что афферентные возбуждения не поступают в кору головного мозга, т.е. функционально подавляются или, соответственно, фильтруются. Поэтому древнее санскритское понятие - пратьяхара (несвязывание чувств с объектами их сферы восприятия) сегодня можно было бы определить как функциональное прерывание афферентных связей (деафферентация). Поскольку каждый центральный сенсорный путь на всех уровнях переключения подвержен также и эфферентной иннервации, то такая возможность с точки зрения морфологии не вызывает удивления. Впрочем, мы ничего не знаем о реальном нейронном механизме, который задействуется при пратьяхаре.
Такое функциональное прерывание афферентных связей, по-видимому, является характерной особенностью концентрирующей медитации (по Naranjo 1976), т.е. концентративного отключения от внешнего мира. Что же касается раскрывающих медитаций, где объект пассивной концентрации либо находится вовне (тратака, дзен), либо вообще не определяется (дза-дзен, «истинное внимание»), то внимание здесь просто повышено и одновременно направлено вовне. Наблюдаемый при этом персистирующий ?-ритм, очевидно, связан со стабилизированным изображением на сетчатке (см. ниже) и, разумеется, может быть блокирован, напр., слуховыми раздражениями, поскольку отсутствовало функциональное прерывание афферентных связей. Тот факт, что в случае дза-дзен габитуация (привыкание) реакции «блокады ?-ритма» к щелчкам оказалась менее выраженной, чем у контрольных лиц (см. 5.3.8.).
Некоторые из субъективных и объективных явлений, наблюдаемых при медитации, совпадают с тем, что получается в экспериментах со стабилизацией изображений на сетчатке, поскольку любая медитация сопровождается фиксацией взгляда, в том числе и с открытыми глазами (дза-дзен). Глаза бодрствующего человека совершают в течение секунды множество скачкообразных движений (саккад), посредством которых окружающее пространство безостановочно «прощупывается», так что после каждого скачка на сетчатке возникает иное топографическое изображение. По-видимому, статичное и устойчивое впечатление об окружающем мы получаем только благодаря соответствующей обработке данных в зрительной системе. Используя миниатюрный проектор микроизображения, который на контактной линзе движется вместе с глазом, можно добиться того, чтобы одно и то же изображение всегда проецировалось в одно и то же место на сетчатке - «искусственная стабилизация изображения на сетчатке» (Pritchard 1961). Через некоторое время испытуемый при этом вообще перестает видеть - «blank out». Одновременно с этим устанавливается доминирующий во всех участках мозга ?-ритм (Lehmann и др. 1967). Феномен «потери зрения» и одновременного установления ?-ритма Cohen (1957, 1958) получил также на «цельном поле», т.е. при фиксации взгляда на совершенно нерасчлененном поле одинаковой освещенности. Таким образом, структурное изображение и его изменение во времени, чрезвычайно важные для зрительного процесса, подавляются посредством медитации. С точки зрения психологии восприятия это также похоже на введение в гипнотический транс посредством фиксации взгляда. Субъективно исчезновение оптического восприятия совпадает с ощущением потери ориентации в пространстве и времени.
См. также:
5.4.1. Вигильность
5.4.3. Стресс и релаксация
5.4.4. Функциональная специализация полушарий головного мозга
Обсудить на форуме