Когда человек находится в состоянии медитации, кажется, будто он отстранен от внешнего мира; создается впечатление, что он как-бы спит. По поводу сравнения медитации со сном можно указать на обстоятельную и выдающуюся работу Jovanovic (1976). При ТМ на ЭЭГ в отдельных случаях, а также при прямом наблюдении (Pagano и др. 1976) действительно отмечалось засыпание. Все прочие исследования по ТМ и, прежде всего, данные ЭЭГ при медитациях в йоге и дзен однозначно указывают на некоторое состояние бодрствования, которое полностью отличается от всех стадий сна и, равным образом, от всевозможных случаев нарушения сознания вследствие органических заболеваний мозга или иных психопатологических процессов.
Вообще говоря, данное состояние, специфичное по всей психо-вегетативно-моторной триаде (см. 5.4.3.), явственно отличается как от состояния сна (поскольку это состояние бодрствования), так и от бодрствования (поскольку относится к трофотропному состоянию) и при этом не укладывается в какой-либо континуум по стадиям бодрствования, как, впрочем, и по стадиям БДГ-сна. В обычном состоянии непрерывное нарастание уровня бодрствования (корковая активация) сопровождается увеличением двигательного тонуса и приростом эрготропного вегетативного тонуса. Этот континуум прерывается в состоянии медитации - также как континуум фаз глубокого сна сменяется БДГ-сном. Но это еще не является достаточным основанием для того, чтобы, как это постулируют приверженцы ТМ, определить медитативное состояние как «четвертое великое состояние сознания» наряду со сном, сном со сновидениями и бодрствованием, поскольку для этого должны быть применены более точные психологические критерии (см. также Pickenhain 1974, 1978).
См. также:
5.4.2. Функциональное прерывание афферентных связей
5.4.3. Стресс и релаксация
5.4.4. Функциональная специализация полушарий головного мозга
Обсудить на форуме