Своих трезвеннических убеждений я никогда не скрывал, и, более того, при первой же благоприятной возможности всегда сообщал о них тем, с кем общаюсь. В ответ на это меня часто спрашивают, как я пришел в Трезвость и что такое метод Г.А. Шичко. Ответить на первый вопрос сравнительно просто - я пересказываю небольшую историю из своей жизни и вкратце обрисовываю преимущества ведения трезвого образа жизни. А вот на второй вопрос ответ долгое время получался примерно такой: «Ну это, типа, надо писать дневнички... Вас учат жизни... Ну как бы... В общем: Трезвость - это Здорово! Короче, приходите непонятно когда на курсы, которые проводились последний раз полгода назад, и сами все узнаете». Эффективность такого изложения сути метода Г.А. Шичко равна нулю, и для тех, кто так же, как и я, часто сталкивается с таким вопросом, я и написал эту статью.
Как известно, все познается в сравнении. Для того чтобы понять и наглядно себе уяснить суть метода Г.А. Шичко в трезвеннической работе, попробуем сравнить его с ближайшим конкурирующим методом - методом воздействия на пьющих, применяемым в официальной наркологии (Думаю, особого смысла рассматривать и изучать методики последователей А. Довженко, народных «целителей» и разносортных шаманов и колдунов нет - как по причине полного отсутствия по ним статистических данных, так и по причине общей сильной информационной разреженности в этой сфере - кроме печатаемых в газете «отзывов», выдуманных самими «целителями», больше никаких сведений о них, как правило, ни у кого нет. А рассматривать методы (и их эффективность), применяемые различными религиозными конфессиями, на мой взгляд, недопустимо из этических соображений и с точки зрения уважения чувств верующих).
Как и наставник метода Г.А. Шичко, так и официальная наркология имеют дело с тремя типами личностей:
I. Проблемно пьющие люди. Ну, тут все ясно: человек употребляет спиртное, и в результате у него возникает целый комплекс самых разнообразных проблем, которые любому из нас будет несложно себе представить.
II. Культурно пьющие люди. Люди, которые употребляют спиртные напитки, но абсолютно никаких проблем это у них не вызывает. Правда, некоторые исследователи утверждают, что, к примеру, тот факт, что пятая часть населения Франции, Италии, Закарпатской Украины и Молдавии болеет циррозом печени, непосредственно связан с существующей в этих регионах культурой ежедневного употребления вина, но мы должны четко понимать, что это исключительно их личное мнение, и данными официциальной наркологии оно не подтверждается. Чтобы не было никакой двусмысленности, повторимся: ежедневное культурное (но только культурное!) употребление 200...300 грамм вина - это одно, а цирроз печени - это совсем другое, и связи между этими двумя явлениями, конечно же, никакой нет.
III. Трезвенники. Тоже все ясно: спиртное не употребляют, и, понятно, от употребления спиртного не страдают.
Так вот. Официальная наркология утверждает, что НОРМОЙ в нашем обществе является второй тип взаимоотношения человека со спиртными напитками, т.е. культурное питиё. А трезвость и алкоголизм являются, соответственно, от нормы отклонениями, а по сути своей - извращениями. Естественно, что наркологи прилагают все усилия для того, чтобы вернуть как трезвенников, так и проблемно пьющих людей в лоно культурного пития. Правда, в основном работа ведется в отношении личностей, злоупотребляющих спиртным, ибо, в отличие от них, трезвенники в наркологические учреждения обращаются крайне редко.
Любой свежеиспеченный нарколог может навскидку перечислить миллионы причин, по которым культурно пьющие люди становятся проблемно пьющими, и, конечно же, вооружен прочными знаниями о том, как помочь человеку выйти из состояния запоя и вернуться к нормальной жизни. В среднем наркологическая служба помогает примерно 8 -10 процентам спившихся людей, но у иных наркологов этот показатель (и это, кстати, официально засвидетельствованный факт) доходит до 15 и даже до 20 процентов.
Сторонники метода Геннадия Андреевича Шичко идут несколько иным путем. Они рассуждают так: «Каждый из нас, в тот момент, когда он рождается, является трезвым. Это аксиома номер один. А вот аксиома номер два: от трезвости еще никто не умирал». Из этих постулатов можно сделать такой вывод: трезвость является естественным и совершенно нормальным состоянием человека.
Итак, человек родился и живет в естественном и нормальном для себя трезвом состоянии. А затем происходит нечто такое, что приводит к тому, что человек начинает употреблять спиртное. Что конкретно происходит? Оказывается, наше общество дает человеку информацию о том, что употребление спиртного:
а) хорошее дело;
б) полезно для здоровья;
в) помогает нервной системе - расслабление, борьба со стрессом;
г) лечит или способствует лечению ряда заболеваний;
и др.
(Если у кого-то есть сомнения на этот счет, советуем просто разок пройтись по центральной улице Вашего города или целый вечер просмотреть телевизор, обращая при этом внимание на то, в каком тексте и/или КОНТЕКСТЕ потребителю рекламных и телевизионных услуг подается спиртное и его употребление).
Мы, трезвенники-шичковцы, полагаем, что именно эта информация и является ПЕРВОПРИЧИНОЙ как культурного, так и проблемного пития. С нашей точки зрения, - Внимание! Ключевой момент! - проблемное питиё является не отклонением, а естественным, логичным, нормальным и прогнозируемым продолжением культурного, умеренного употребления спиртного. А раз так, то, значит, отечественная наркология ходит по замкнутому кругу: сначала поддерживает и укрепляет в человеке питейное убеждение, возвращая его к культуре пития, а потом, когда человек еще глубже ныряет в алкогольную пучину, все повторяется. (Естественно, при этом каждый конкретный нарколог не забывает регулярно ходить в бухгалтерию и получать зарплату, но об этом - в другой раз).
Метод Г.А. Шичко предполагает вывод проблемно пьющего человека из этих «кругов ада», его возврат к трезвости через ликвидацию питейного убеждения. Поэтому даже у начинающих работать по методу наставников результат всегда превышает 50%, а у маститых специалистов метода настойчиво стремится к отметке 100%, т.е. к гарантированному избавлению от алкогольной зависимости.
Левашов Максим,
дизайнер газеты «Прапор Г.Шичко»,
Киев
См. также:
"Горькая правда о пиве", Клименко И.П., 2007 г.
"Почему мы пьем или Погоня за молодостью", Минвалеев Р., 2000 г.
Обсудить на форуме