Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Роджер Бекон

 

Английский мыслитель, доктор богословия Парижского университета Роджер Бэкон родился в 1214 г. на юго-западе Англии, близ Ильчестера, в графстве Дорсет. От рождения он прозывался Давид Ди Радик, а Роджером Бэконом он стал именоваться позже.

 

Он происходил из почтенной семьи и рано начал заниматься наукой - сначала в Оксфорде, а затем в Париже. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке, он после своего возвращения на родину вступил во францисканский орден. Он занимался отчасти греческим, еврейским и арабскими языками, чтобы иметь возможность читать древних авторов в оригинале, а отчасти математикой и естествознанием. Но его францисканские братья сочли себя обиженными его большой ученостью и превосходством, а его занятия физикой дали им повод к обвинению его в том, что он будто бы занимается магическими искусствами. Поэтому занятие подобными вещами ему было запрещено, а затем он, наконец, и сам был заключен в монастырскую тюрьму.

 

Положение Бэкона несколько улучшилось, когда на папский престол вступил Климент IV (в 1264 г.). Бэкон еще раньше был в дружеской переписке с Климентом, и теперь он послал папе три главных своих* сочинения и, как передает сказание, несколько приготовленных им самим физических инструментов. Этим ему удалось получить свободу, но четыре года спустя, когда умер папа, его положение еще более ухудшилось, и в 1278 г. он был в Париже приговорен к десятилетнему тюремному заключению. Перенеся это наказание, он дряхлым стариком вернулся на свою родину, где и умер в 1294 г., 80 лет от роду.

 

Писательская деятельность его была очень значительна. Кроме трех, главных из них, посланных папе; «Opus majus», «Opus minus», «Opus tertium», в разное время появились еще семь других крупных и мелких произведений («О продлении человеческой жизни», «Руководство для изучения богословия», «Руководство к изучению философии», «Похвала математике», «О врачебных ошибках», «О радуге», «Перспектива»). В разных библиотеках Англии и Франции, особенно в английских частных библиотеках, должно находиться еще много принадлежащих ему рукописей. Большая часть этих сочинений считается юношескими работами важнейшее содержание которых он впоследствии включил в свои главные труды. Однако это нельзя принять за вполне достоверное. Взаимные отношения и порядок многих статей так неясны, что оди знаток сказал, что «легче собрать Сивиллины книги, чем сочинения Бэкона».

 

В своих сочинениях Бэкон высказывает ту мысль, что естествознание должно основываться на наблюдении и опыте, и во всех своих сочинениях обнаруживает свое умение наблюдать и произ водить опыты. Своими экспериментами с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом и точными наблюдениями явлений радуги он далеко опередил свое время. Между прочим, у него были и неверные наблюдения. Так, например, он принимал за истину, что вогнутая поверхность воды в сосуде имеет меньшую кривизну на известном расстоянии от земли, чем на ее поверхности; при этом за причину кривизны он признавал тяжесть, но даже и эта ошибка обнаруживает, насколько обстоятельно он все наблюдал.

 

В то же время у Бэкона довольно часто действовала и фантазия. Исследуя изображения, полученные в вогнутом зеркале, он высказывает совершенно правильное предположение, что посредством такого зеркала отдаленные предметы могут быть более ясно видимы, и говорит об инструментах, служащих для этой цели. Но что ему не удалось устроить телескоп, это видно из тех странных свойств, какие он приписывает этому инструменту. Он говорит также о том, что можно употреблять отшлифованные стекла в качестве, очков; но г так как он при этом утверждает, что если перевернуть эти стекла, то все предметы кажутся сквозь них вверх ногами, то, вероятно, в его руках никогда не было очков.

 

Бэкон не верил в волшебные формулы и т.п. вещи. Он считал, что магические действия совершаются силами природы, которые большей частью неизвестны. Однако он занимался алхимией и астрологией и написал несколько алхимических статей, в которых он дает определенные указания о действиях философского камня. В астрологии он становится в оппозицию со всеми своими предшественниками, которые принимали, что преимущественно планеты имеют влияние на ход событий. Бэкон же ищет действующие силы в неподвижных силах.

 

Бэкон не считал недостойной внимания и исследования задачу о продлении человеческой жизни. Он представлял жизнь, как пламя, непрестанно истощающееся от окружающего его воздуха. Из этого Бэкон вывел, что мы можем продлить наши дни, избегая истощения и возобновляя время от времени жидкости в нашем теле. Для предотвращения наружного истощения он советует в особенности холодные ванны и обычай, столь общеупотребительный у древних - натирать тело маслом после ванны. Для предупреждения внутреннего истощения он предписывает спокойный дух и прохладительную пишу, чтобы умерить излишнюю скорость внутренних процессов и тем самым замедлить разрушение, которым сопровождается эта деятельность. Наконец, чтобы предотвратить сгущение и порчу жидкостей в нашем теле - неизбежное следствие возраста, он полагает нужным возобновлять их каждые два или три года, подчиняя себя сперва строгой диете и принимая слабительные, чтобы избавить тело от старых и испорченных жидкостей, потом переходить напишу, дающую силу, и принимать укрепляющие ванны, чтобы истощенные сосуды могли снова наполниться живительными соками, и таким образом время от времени восстанавливать молодость.

 

«Человеческое тело, - писал Роджер Бэкон, - можно освободить от всех неправильностей и продолжить жизнь на многие столетия».

В народных сочинениях XV и XVI вв. Бэкон фигурирует как настоящий волшебник, творящий изумительнейшие вещи не столько заклинаниями, - хотя и они были ему известны, - сколько глубоким пониманием тайн природы. У него было такое стекло, в которое он мог все видеть, что происходило на 50 миль в окружности, и также зеркала, которыми он мог зажигать дальние города. Очевидно, исторический Роджер Бэкон служит основанием для всех этих легендарных рассказов.

 

 

См. также:  Парцельс.

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 14.12.09

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 593. Узлов в узле: 0. Последнее обновление: 20.01.13 19:04

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz