«Постановка проблемы часто более важна, чем ее решение, которое может быть лишь вопросом математического и экспериментального мастерства».
Альберт Эйнштейн.
Ежедневно на Земле 100 тысяч человек умирают от болезней, вызванных старением.
Старость виновата в развитии страшных недугов, с которыми люди до сих пор не научились эффективно бороться.
Старость приносит людям боль и страдание.
Старость не дает довести до конца дело, которому человек посвятил свою жизнь.
Старость ведет к одиночеству и забвению.
Старость лишает нас надежды на будущее, напоминая, что каждый прожитый день - это еще один шаг на пути к смерти.
Старость уносит 30 миллионов жизней в год. А мы бездействуем и покорно ждем ее наступления. При других опасностях, будь то война, эпидемия или стихийное бедствие, люди объединяются в борьбе с бедой. Военные конфликты или техногенные катастрофы, уносящие человеческие жизни, вызывают в обществе бурю эмоций. И каждый раз после этого принимаются меры, чтобы не допустить жертв в будущем.
Почему же люди не объединяются в борьбе со старостью, которая по количеству смертей не сравнится ни с одним из других несчастий? Почему мы позволяем убийце №1 безнаказанно расправляться с нами? Почему мы не думаем о том, как сохранить молодость и продлить свою жизнь?
Мы надеемся, что эта книга станет поводом задуматься над этими вопросами.
Признание смерти позволяет человеку примириться со смертью другого человека, будь она в старости, или в болезни, или в социальном противостоянии. Не в этой ли обязательности смерти всякой жизни заложена легкость восприятия нами уничтожения государства, народа, человечества?
Смерть ограничивает общекультурное и нравственное развитие личности. Из-за краткости жизни люди не успевают приобщиться к великому наследию культуры настоящего и прошлого всего человечества.
Смерть оставляет человека на уровне тех заблуждений, которые сложились у него к 18-ти годам. Малый срок отведенной нам жизни не позволяет действительно пережить последствия своих ошибок для того, чтобы иметь возможность сменить свои жизненные установки и, таким образом, приобрести необходимый жизненный опыт.
Смерть - враг этики. Смерть - враг медицинской этики в частности. Ради сохранения жизни и здоровья человека медицинская этика требует полного бескорыстия и самоотверженности; на этом пути сила врача не только в его знаниях, сколько в его сердце. Без приоритета интересов больного, без стремления помочь больному человеку во чтобы то ни стало, чтобы продлить его жизнь, без абсолютизации принципа человеколюбия медицина теряет смысл.
Наконец, на фоне длительного триумфального шествия науки проблема увеличения видовой продолжительности жизни становится интеллектуальным вызовом нашей цивилизации.
См. подразделы:
Конечная жизнь смысла не имеет
Самая большая проблема
К ученым всего мира
Ведущие геронтологи мира призывают поддержать исследования механизмов старения
ярлык: Возрастные болезни
Обсудить на форуме