В последние годы утвердилось официальное признание ряда практиковавшихся с глубокой древности методов лечения, основанных на необычных способностях человека, что получило название биоэнергетических, биоэнергоинформационных, экстрасенсорных и т. п. методов. Этому способствовало широкое раскрытие многих восточных и древних философских и методических систем, ранее в своей основе считавшихся тайными.
Кроме уже давно официально практикующегося акупунктурного метода, целиком основанного на частном приложении древних фило-софско-лсихотехнических систем, сейчас практически во всех крупных клиниках, клинических институтах и НИИ медико-биологического, а часто и иного профиля прошли исследования и испытания самые различные методики, основанные на психотехнических приемах диагностики и лечения.
Создан подчиненный МЗ России НИИ традиционных методов лечения. Проведена при участии МЗ РФ и других государственных структур (август 1993 г., г. Москва) международная конференция по народной медицине, запатентованы первые методы биоэнерголечения (Дж. Давиташвили, исследования в Кардиоцентре РАМН), созданы научные и общественные организации, занимающиеся этой проблемой, функционируют курсы подготовки врачей по психотехническим методам диагностики и лечения.
В связи с этим важнейшим на настоящий момент является углубление понимания и осознание сути данных методик, которые разработаны в глубокой древности и в связи с этим традиционно связаны по форме изложения с философскими и культурными традициями древности. В настоящее время многие эзотерические учения древности хорошо изучены и поняты на современном уровне анализа.
Если посмотреть в целом на доступные эзотерические (тайные, в европейской традиции - Магические) знания древних, то бросаются в глаза два обстоятельства.
Во-первых, огромное разнообразие методов, форм, взглядов и декларируемых целей конкретных Учений всех времен и народов - от мифов древности до перелагаемой на ЭВМ-язык астрологии.
С другой стороны, глубокое принципиальное единство всех этих учений, суть которого проста - целостный взгляд на мир Такой взгляд, отмечаемый всеми исследователями древних цивилизаций и приписываемый ими примитивности сознания, оказался неожиданно совершенно новым и необходимым для современности. Переоткрытый под названием экологии, ноосферы и других новомодных течений, которые затушевывают то очевидное глубинное Единство всего сущего, которое знали на практике древние, посвященные в эзотерику, и которое растворяется в схоластичности современной теоретической и современной экспериментальной науках.
Самая глубинная суть эзотерики, с которой начинают все ее сколь-либо разработанные Учения, состоит именно в провозглашении ЕДИНОГО как основы, начала и конца всего - теории, природы, человека, Богов и т. д.: «Единое, и только оно, - первопричина всяческого совершенства - повсеместно, всегда» (Гермет Трисмегист «Изумрудная скрижаль»).
Последуем и мы такому рассмотрению. Исходной точкой рассмотрения Мира в целом или любой его частности можно взять любую частную точку зрения. Тогда процесс сведется или к рассмотрению только этой части, детализации картины в мелочах - известный метод анализа, или к разысканию в окружающем иной точки зрения и сравнение с уже имеющейся, что с неизбежностью требует разыскания общего, объединяющего эти взгляды - метод синтеза.
Доведенные до предела, эти методы приведут, казалось бы, принципиально к разным результатам. Анализ приведет к представлению об элементарных неделимых единицах рассмотрения для данного взгляда (квантование - «элементарные частицы» материи, пространства, времени и пр.). То есть весь мир оказывается снаружи. А метод синтеза приведет к представлению о глобальном Едином, объединяющем все внутри себя.
Нетрудно видеть, исходя уже из этого короткого рассмотрения, те принципиальные положения, которые составляют суть эзотерических знаний. Оба метода есть лишь разные направления взгляда, а Единое и Элементарное - границы единого метода, имеющего два полюса или два направления движения. Это движение составляет глубинную основу самого метода рассмотрения, его суть. Предполагают два полюса, два направления - два метода, вообще двойственность любого изменения, которое составляет единство покоя и движения, прошлого и будущего состояний в едином их соединении. Все это - внешнее и внутреннее, объект и субъект, анализ и синтез и любые другие противопоставления подобного рода есть, как нетрудно видеть, просто различные оттенки единого общего взгляда на действительность как на принципиально двойственный объект (или процесс, или любую иную категорию) - известный в Магии закон бинеров. Для внимательного наблюдателя нетрудно видеть, что это - просто результат рассмотрения Мира с промежуточной точки, а не из крайностей - всеобщего единого или элементарного.
Отметим на выше разобранном примере поочередно проводимого анализа и синтеза еще некоторые принципиально важные в эзотерике положения. Для любого взгляда (субъекта, личности, процесса), если он исходит из промежуточной точки, есть два пути - к единому, путь синтеза, путь единства или эволюции, обогащения новым за счет включения в себя других точек зрения (или сущностей, каковыми эти точки зрения могут быть представлены, как это последовательно делается в Магии!), и путь инволюции - путь «вниз», путь потери своих составных частей, разъединения и т. п., в конечном счете - потерн себя.
Важнейшим моментом является, с другой стороны, принципиальное единство самих путей, которое предполагается хотя бы уже формулированием понятия единого, а это понятие, как мы видим, само кроется внутри самих методов анализа и синтеза как их предел. Понятие предела является еще одной важнейшей частью эзотерической доктрины, обычно, проявляемой в конретных образах.
Так, нетрудно видеть концепцию предела и его преодоления во многих категориях и методиках эзотерической практики: посмертный «коридор» при переходе в «тонкий мир», «черные точки» перехода в медитация от одних состояний к другим, сам процесс рождения нашего Мира как гигантский переход через такую «черную точку», аналогами которой, видимо, являются в космофизике «черные дыры» звезд и пр. На примере космофизики, предполагающей появление нашей Вселенной путем гигантской флюктуации из вакуума. Всего из Элементарного, мы видим конкретизацию для Природы другого положения эзотерической доктрины - единства путей, единства частного и общего. Всеобщего и Элементарного, что известно в эзотерической Доктрине как Закон нейтрализации бинеров или просто - т е р и е р.
Тернер, объединяющий бинеры, но не уничтожающий их. а проявляющий на новом уровне их глубинное единство, является мощнейшим методом анализа и реализации, доступным древним и фактически даже не понимаемом нами. Всеобщее использование противопоставления в науке, этике, политике и вообще в мышлении является тем фундаментальным ограничением, которое и не позволяет теперь уже идти нашей цивилизации в своем развитии, приводя к узости науки и конфликтам между людьми, государствами, нациями, теориями в науке и пр. Между тем, уже давно существует принципиальное общее решение этих «проклятых» для нашей цивилизации вопросов - нейтрализация противостояния на основе глубинного единства. В науке и Учениях древних это решение означает принципиальное взаимосуществование любых идей, форм, учений, являющихся, по существу, лишь субъективными точками взгляда различных лиц - а это, в принципе, личное дело, но не предмет столкновений.
Эзотерическая доктрина учит, что не следует «искать истину», равно как и абстрактное добро и т. п. Ни в науке, ни в искусстве, или в обычной жизни - их не существует. Существуют для нашей жизни, нашего уровня развития, лишь разные взгляды, в которых следует искать единство с собственными взглядами и взглядами других и это единство и будет основой развития. Абсолютные же Истина, Добро, Красота и другие атрибуты Единого утрачивают свои характеристики как истины, добра, красоты и пр., т. к. у Единого - Абсолюта нет никаких характеристик и атрибутов, иначе он не был бы Абсолютом. Вмещая Все, Абсолют в то же время может это все проявить только в частностях. Последнее очень важно и известно как «развертывание» Абсолюта в Реальность. Одной из возможных - равно, существующих, реальностей, есть наша Вселенная.
Внимательный читатель из выше сказанного может обратить, внимание на следующее. Сама концепция Единого предполагает Частное как его противоположность и по существу является отражением бинарного рассмотрения Абсолюта, то есть, само такое рассмотрение порочно в своей основе, или же является результатом ограниченности нашего восприятия - того, что мы, казалось бы, хотели избежать. Истинный Абсолют предполагает единство и Единого и Частного со всех точек зрения. Понять это на нашем уровне в принципе нельзя, но в то же время, мы являемся одной из таких точек зрения и обладаем всей полнотой Абсолюта (но из данной «точки зрения») - это - известный закон «всеобщего отражения» или Закон Аналогий Гермеса Трисмегиста, составляющий глубинную основу самого процесса познания. На нашем уровне восприятия, сознания, с «нашей точки зрения» фундаментальное Единство Абсолюта выглядит для нас как процесс (во времени, пространстве, ввиде различных форм и т. п.) - вот глубинный смысл древнего взгляда на реальность нашего мира как на «глубокий сон» - майа, Великую Иллюзию и пр. Это верно, однако, только с учетом «точности наоборот» - этот сон - реален, также как и реальна любая точкз зрения, мысль, чувство и пр.
Отсюда прямо следует основное положение, важное для реализаций. Для того, чтобы осуществилось, стало реальностью что-либо, следует посмотреть на наш мир с той точки зрения, в которой это что-либо существует. При достаточно пристальном рассмотрении (достаточной концентрации внимания) на новой позиции, она оказывается реализованной. Такие реализации могут иметь вид индивидуального или коллективного творчества или иметь вид навязанности - «законами природы», «Бога», других лиц и пр. Два очевидных вывода отсюда следующие. Внешняя «навязанность» есть или наши неосознаваемые концентрации, или не могущие быть осознанными по своей разнообразности и многосторонности концентрации коллективностей, или высшая степень такой концентрации на «уровнях» нашего сознания, нам пока недоступных в данной форме нашего существования (то-есгь. «не видимая» с данной точки зрения) - Божественная воля. Естественно, все три точки зрения едины по существу, но как бы «разноуровневые» во качеству восприятия - равно по «количеству» Единства или по степени его достижения. Это - суть понятия «кармы» - как «плода» наших поступков, мыслей, взглядов и вообще данной «точки зрения» на мяр.
Другим выводом является очевидное существование различных реальностей, а вернее, всех возможных, мыслимых и немыслимых (!) точек зрении во всеобщем Едином. Эти различные реальности могут рассматриваться как «параллельные пространства» или «иные миры» и пр. Если Абсолют сам рассматривать также как Единую точку зрения, то всякая частная точка зрения будет тем или иным искажением (или частностью) Единой точки зрения, рассматриваемой как истинная-Частная точка зрения при этом оказывается или искаженной в той или иной степени или «нищей» в той или иной степени Духом, который традиционно ассоциируют с Абсолютом.
Очевидно, к другим точкам иронии применима та же схема, поэтому полнота реализации на самом деле зависит от того, насколько другие встанут на Вашу точку зрения, иначе она оттянется, при всей реальности для Вас, сном, галлюцинацией или ловким фокусом для других. Вот почему в Магии главным является умелый выбор т. н. «опорной точки в физическом плане» - в той реальности, которая всеми нами признается реальной как само собой разумеющееся (что, естественно, вовсе не так для Мага и для эзотерической Доктрины).
Учитывая, что все мы видим Весь Абсолют тем или иным образом, тип и форма воздействия сущностей друг на друга могут быть любыми. Ограничение здесь в уже имеющихся «точках зрения» - для очень отличающихся точек зрения эти взаимодействия фактически будут не видимы, или восприниматься специфически. Например, в форме снов, видений, галлюцинаций и пр., а для посвященных в эзотерику «законы» этих иных типов взаимодействий также будут выглядеть крайне необычно. Вот почему совершенно по-разному могут достигаться состояния телепатии, телекинеза, ясновидения и пр. Важнейшей задачей здесь является задача совмещения различных реальностей - «точек зрения», «законов» различных «миров» и т. п. - то, что известно как Гармония Мира и воспринимается в состояниях контакта сразу с несколькими мирами как «музыка сфер». Вот основа и глубинный смысл понятия Красота и причина безусловной верности выражения «Красота спасет мир». Действительно, та точка зрения, которая воплотит Всеобщую Гармонию в. максимальном виде, сможет вобрать весь мир как Единое, перейти от нашего мира, взяв его за опорную точку, к другому. Такой выход в Вечное возможен, очевидно, в любой точке пространства и времени, т. е., в любой форме нашего мира. Единственное требование такого перехода к другим мирам - неуклонность последовательного движения в выбранном направлении (не следует забывать, что разные направления не равноправны с точки зрения длительности пути к Единому, хотя они все ведут к Единому в конечном счете).
Не трудно видеть, в какой форме будет происходить такой переход - для наблюдателей, не изменяющих свою точку зрения, сущность или предмет, его претерпевающий, превратится в «призрак», а затем исчезнет (но его можно будет видеть во сне, в медитациях и пр.!). Если же наблюдатели активно включатся в процесс в ходе совместной медитации, молитвы и пр., они могут перейти в новую форму все вместе. Для взаимоотношения Учитель-Ученик от последнего требуется лишь сохранять связь с Учителем в любой форме (ощущение связи, света, образа, звука и пр.) т. е. не терять осознание, которое единственно и связывает различные миры.
Следует всегда помнить, что все мы, в общем, являемся обитателями различных миров (каждый - своего мра) и помнить это, с уважением относясь к различиям в мнениях и вкусах других, а также особое внимание уделяя тем лицам, которые профессионально выполняют свой долг Единения Миров (все творческие работники без исключения).
Таким образом, законы Природы, законы общественной жизни и пр. в таком рассмотрении сводятся к понимаемой в наиболее общем плане Этике - взаимоучету взглядов каждого и всех вместе. Этический закон - единственный и самый глубокий закон эзотерики.
Любой желающий, знакомый с эзотерическими учениями разных школ, может продолжить рассмотрение с предлагаемой точки зрения и убедиться в том, что она позволяет достаточно легко построить в подробностях те же системы, которые представлены в различных Учениях, но без анахронизмов и вскрывая ряд моментов, которые древние Учителя предпочитали сохранять тайными. Здесь же мы считаем уместным остановиться конспективно только на некоторых важных практически аспектах Единого Учения.
ДЕЙСТВИЕ - любые мысли, чувство, поступок вообще предполагают изменение чего-либо, а значит относятся к частному проявлению Единства (Единое неизменно). С точки зрения соотношений между частностями - это всегда взаимодействие. Такое взаимодействие всегда отражается на всех остальных частностях на том или ином уровне их существования.
В технике магии или в ходе обычной медитации любое изменение-действие, так как происходит на более «высоком» уровне, предполагает этап объединения субъекта и объекта, их существования совместно и разъединения уже в новом качестве. Необходимо однако, использовать возможности концентрации на разных планах и провести действие в другой форме. Например, отделить этап взаимодействия в пространстве - метод отчуждения, поручить действие другим сущностям и пр. При этом не исчезает сущность взаимодействия, но возникает цепочка, с которой мы уже будем иметь дело в дальнейшем. Однако всегда следует помнить, что когда-либо мы все равно в той или иной форме «ответим» за любое наше воздействие и «сольемся» в ходе продвижения к Единому с объектом, который мы считали существующим вне нас. На определенном плане такая цепочка может оказаться удобной и даже необходимой.
Действие, кроме того, что предполагает направление - ЦЕЛЬ, а также имеет важную для человека окраску - СВОБОДУ. Не трудно видеть следующие взаимосвязи: наличие или отсутствие направленности действия извне осознается как необходимость или свобода субъекта действия, т. е. бинер свобода-необходимость связан с разделением на внешнее и внутреннее, противопоставление себя другим и отсутствие осознания как глобального единства, так и направления пути к Единому. Известно решение бинера: свобода (воля человека) н необходимость (рок, царствующий в природе и обществе) нейтрализуется в тернере провидением, приписываемом божественному уровню - той высокой части нашего «Я», которому известно направление или цель, тогда как во тьме человеческого существования выбор пути и невежество трактуются как иллюзия свободы.
На примере СИЛЫ можно показать диалектическое развитие и взаимопереходы крайностей в следующих терминах. Сила (присутствие силы, действие силы, проявление силы) в той или иной форме, адекватной окружению. Насилие как превосходство количества силы. Террор как «сила ради силы», утрата цели применения силы. Геноцид как уничтожение реальных и потенциальных носителей силы. Самоуничтожение как обращение силы против самого себя вследствие игнорирования других форм проявления силы как «несилы». Бессилие - как переход к формам, где сила отсутствует качественно как таковая.
ТРИЕДИНСТВО является важнейшей эзотерической доктриной и не имеет ничего загадочного с точки зрения кибернетики, а с рассматриваемой точки зрения является просто этапом Тернера. Всякая рассматриваемая система как целостная может быть охарактеризована в рабочем состоянии минимум как триединая - с точки зрения материала ее составляющего, с точки зрения сил приводящих ее в движение и с точки зрения законов ее построения. В кибернетике это следующие системы: материально-структурная энергетическая и информационная. Следует лишь добавить, что любой уровень, любая часть любого целого также может быть рассмотрена с этих трех позиций. В ходе медитаций и других форм эзотерической практики фактически воздействие проводится в одной из этих форм. Или проводится воздействие на вещество. Например, сами мысли могут быть восприняты как вода, твердое тело и пр. Или привлекаются какие-либо силы. Часто искусственно воспроизводится чисто физическое усилие, иногда имитирующее форму работы над материалом - раздрабливание, вылепление форм и пр. Быстрое же напряжение мышц и сброс его сопровождается представлением мышечной энергии в распоряжение формируемой в ходе магической операции идеи-силы. Или же проводится олицетворение - работа с информацией как с сущностью - для вещества (эльфы, гномы) или силы (духи природы) или информационного уровня (Боги).
При этом от нашего реального уровня развития зависит часто и форма работы. На духов проще воздействовать силой или угрозой. У Богов обычно можно что-либо вымолить и т. п. Однако, принципиально важна возможность работать на любом уровне, любым способом, который обеспечит нам успех, не забывая при этом, что сам «успех» понятие относительное. Важно также то, что чем различнее «точка зрения», тем меньше возможностей добиться взаимопонимания и провести осознанное и быстрое в реализации воздействие.
Вот те немногие методологические замечания, которые любой последовательный ученый может дополнить и использовать при анализе тех «загадочных» явлений, которые были с нами всегда и отмахиваться от которых нам уже сегодня невозможно.
См. также:
1.1. Перспективы психотехник для биостимуляции
1.3. Некоторые принципы древних и современных психотехник
1.4. Современная интеллектуальная йога
1.5. Некоторые дополнительные возможности электробиокоррекции совместно с психосуггестиеи
1.6. Перспективные направления работы с энерго-полями и токами
1.7. Некоторые прогностические возможности космобиоритмологии
Обсудить на форуме