К сожалению, часто КМ - это лозунг в менеджменте и ИТ, и его связь с реальной обработкой знаний (knowledge engineering) в настоящее время практически эфемерна. Нечеткость различий в понятиях «информация», «данные» и «знания» льет воду на мельницу спекуляций на эту тему. Если трактовать информацию как общий термин для всех информационных ресурсов, то в реальности современные системы управления знаниями (СУЗ) занимаются проблемой организации только части информации, в основном документооборота.
В СУЗ знаниями называют все виды информации (они включают руководства, письма, новости, информацию о заказчиках, сведения о конкурентах и технологии, накопившиеся в процессе разработки), в то время как традиционно под знаниями понимаются закономерности предметной области, позволяющие специалистам решать свои задачи [3]. Они получены в результате практического опыта или почерпнуты из литературы.
Фактически системы, позиционирующие себя как СУЗ - системы управления знаниями (Fulcrum, Documentum i4, Knowledge Station, etc.)[4] реализуют лишь отдельные элементы вышепреведенного списка. Все они работают либо с неструктурированной информацией в форме документов, либо с данными. Это ситуация as is (как есть), а хотелось бы включения и знаний.
Под видом СУЗ рынок предлагает различные классы программных продуктов от средств разработки корпоративных порталов до систем документооборота.
С объективной точки зрения только наиболее «продвинутые» информационные порталы можно отнести к средствам работы со знаниями. Такие порталы, включают онтологии, или концептуальные модели предметной области или предприятия, описания бизнес-процессов, профили знаний специалистов, так называемые «карты знаний», чаты для обмена опытом и другие средства и виды информационных ресурсов, позволяющие компании накапливать и приумножать интеллектуальный капитал, накопленный ведущими специалистами.
Таким образом, сегодня корпоративные порталы знаний не готовы, но стремятся, как с организационной, так и с технологической стороны, интегрировать такие информационные ресурсы и технологии, как:
* электронная почта и Интернет-ресурсы;
* системы управления базами данных (СУБД) и сами базы данных (БД);
* средства создания хранилищ данных (Data Warehousing);
* системы поддержки групповой работы;
* локальные системы автоматизации и документооборота;
* системы документооборота и workflow;
* экспертные системы и базы знаний;
* знания специалистов и др.
См. также:
ярлык: Системы электронного документооборота
Уровни систем управления знаниями
Системы управления знаниями, компоненты
Примеры использования систем управления знаниями
Системы управления знаниями, программные средства
Обсудить на форуме