Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Вся жизнь — это познание, вся жизнь — это подготовка к долголетию

 

В проблеме долголетия процесс познания своего «Я» имеет огромное значение на всех отрезках жизни. Вся жизнь должна научить человека к долголетию, подготовить жить его в этом состоянии. Подготовка к долголетию должна начинаться в 40-60 лет (чем раньше, тем лучше). Долголетие требует определенной школы жизни, познания окружающего мира, собственного «Я», подготовки необходимых моральных и психических качеств, выработки настроя, заряженности, готовности на преодоление трудностей на этом длительном пути.

 

Как только человек родился, он сразу же начинает познавать окружающий его мир, а также свое собственное «Я». Это знакомство продолжается всю жизнь. Сначала неосознанно, на уровне ощущений и воспрятий всех его органов чувств. Затем на более качественном уровне с подключением интеллектуальных способностей. Постепенно, с годами, набираясь жизненного опыта и знаний, он становится полноправным членом человеческого сообщества, одной из многочисленных частиц этой мощной социальной системы. Рассмотрим этого абстрактного индивидуума с позиций системного подхода, не вдаваясь в тонкости этого метода, так сказать, на бытовом уровне.

 

Появляясь на свет, человек сразу же имеет конкретный семейный статус. Одновременно он может быть и сыном (дочкой), и внуком (внучкой), к племянником (племянницей) и т.д. У него есть родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и т. д. Все это человек получает одномоментно. С самого начала жизнь приучает его играть множество ролей. При этом он начинает осваивать эту многоликую роль в семейной системе, и она, как правило, в его жизни занимает решающее значение. Освоение семейного статуса происходит постепенно по мере взросления под руководством и попечительством все тех же родственников. Когда он становится старше или, тем более, заводит свою семью, человек сам становится воспитателем подрастающего поколения. И этот цикл переходит из поколения в поколение и будет продалжаться до тех пор, пока существует общество.

 

Семейный статус людей наиболее отлажен, не только в результате тысячелетней истории развития семейных отношений, но и закреплен государственным законодательством. Другая, самая известная, - образовательная система. Здесь и дошкольные учреждения, и школы, техникумы, колледжи, институты, университеты и т.д. Все это вместе взятое готовит человеку не столько к жизни вообще, сколько к освоению различных наук и специальностей, которые открывают ему дорогу на производство, где проходит часть его жизни, где он приобщается к наиболее важной стороне существования человека - производительному труду. Вместе с тем человек является не только частью семейной и образовательной систем, но также -- участником других систем общества. Попробуем разобраться в этой сложной иерархической структуре.

 

Человек является в высшей степени сложной, наиболее организованной, самообучающейся, самоуправляющейся психобиологической системой. Хотя система «человек» по сути является автономной, можно сказать, самодостаточной, в большой степени свободной в своем поведении, системой. Но в то же время он является частицей более мощной системы и одновременно частью нескольких подсистем, входящих в общую систему.

 

Если принять систему «человек» за первый уровень, то система «семья» для него будет более высоким уровнем в общей системе. В свою очередь семья является частью системы более высокого уровня. Этот уровень может иметь разный статус. В основном он бывает административно-территориального типа: дом, двор, улица, деревня, поселок, город, область, республика. Его можно обобщить понятием «землячество». Следующий уровень по вертикали вверх - государство. Все мы являемся гражданами своего государства. Затем следует планета Земля.

 

В качестве примера можно рассмотреть, насколько каждый человек является частичкой всего населения нашей планеты и как мы все взаимосвязаны на этом уровне. Прежде всего, глядя из космоса, видно, что мы находимся на одном «корабле». Климат обусловлен общими явлениями. Потепление, которое ожидается в ближайшие десятилетия, повлияет на всю планету, хотя его результаты в разных точках земли будут различные. Если спуститься с облаков на землю, то здесь тоже много общих проблем. Они касаются каждого землянина: мировые войны, мировые финансовые кризисы, мировая торговля, культура, а теперь вот появилась мировая электронная сеть Интернет и т. д. И это не все. Как видно из этого далеко не полного перечисления связей на этом уровне, все мы - земляне, и наша жизнь тесно связана в планетарном масштабе. Однако пойдем дальше. Планета Земля входит в Солнечную систему, и наконец самый высший уровень этой глобальной системы - космос. Таким образом, в упрощенном виде эта система иерархического типа будет выглядить по вертикали: человек, семья, землячество, гражданство, планета, солнце, космос.

 

Для расширения представления об этой системе обратим внимание на некоторые ее параметры с позиции неспециалиста.

 

1. Эта система состоит из живой и неживой природы. При этом продолжительность жизни элементов неживой природы колеблется в огромном диапазоне от долей секунды (частицы микромира) до миллиардов лет для веществ, составляюших Вселенную. Продолжительность жизни максимально достигает 150-200 лот в редких случаях. Это говорит о том, что живые существа еше не приспособились к продолжительной жизни на нашей планете, или о том, что наша среда для них не очень благоприятная. Вместе с тем при обсуждении этой темы следует исходить из того, что Природа сконструировала такие уникальные живые существа, с таким запасом прочности организмов, которые по сути не требуют никакого совершенствования, в том числе увеличения продолжительности их жизни. Тем более что люди почти не используют тс возможности, которые заложила в них Природа. Чтобы достигнуть оптимальной границы продолжительности жизни, предусмотренной Природой, необходимо соблюдать, по крайней мере, одно условие. Их существование (проживание) должно проходить в первозданной окружающей среде. То есть в той среде, в которой и для которой их создавала Природа. Именно для жизни в таких условиях Природа обо всем позаботилась и все предусмотрела. Нам остается только соблюдать эти правила.

 

2. Функционирование системы происходит в режиме жесткой стабильности, при высокой точности временных характеристик, закономерности, целесообразности и т. д.

 

3. Уровень системы «человек» обладает интеллектом. К тому же не исключено, что имеется космический разум, который управляет всей системой.

 

4. Главенствующим принципом взаимодействия человека с этой системой должна быть гармоничность, т. е. соблюдение законов природы и сосуществования человеческого общества. Короче говоря, человек должен мягко вписаться в систему "природа" и вместе с обшеством в целом вести здоровый образ жизни, прежде всего, сохраняя экологию.

 

Для лучшего понимания, что представляет собой эта глобальная система, хорошо бы показать ее графически или рисунком, но это очень сложно, а может быть, и невозможно. Ведь человек, то есть нижний уровень всей системы, по своим размерам ничтожно малая, микроскопическая величина по сравнению с другими уровнями, которые имеют огромные космические размеры. В то же время, с точки зрения сложности, устройства, предназначения и т.д. человек вполне сопоставим с любым уровнем. Такая оценка человека отражает важность его персоны. Кроме того, в графическом виде эти уровни несопоставимы также потому, что человек, в отличие от других уровней, является психобиологической системой, имеющей интеллект, наличие которого трудно с чейнибудь сравнивать. Эту глобальную систему лучше, доступнее всего представить себе мысленно, абстрактно. К тому же эта задача намного усложняется тем, что кроме основной системы иерархического типа имеются уровни параллельного плана, которые также играют важную роль в жизни системы «человек». Назовем некоторые из них: коллектив школы, института, предприятия, армии, клубы по интересам и т.д. Участие в них задокументировано: ученические и студенческие билеты, армейские и курсантские книжки, удостоверения личности предприятий и учреждений, удостоверения спортивных клубов, обществ и т. д. Это все устойчивые, стабильные связи и отношения, которые, как правило, поддерживаются всю жизнь. Кроме того, человек постоянно вступает во временные контакты с элементами других систем. В транспорте он пассажир, в бане и парикмахерской он клиент, в магазине - покупатель, в поликлинике - пациент, на футболе - болельщик, на рыбалке - рыбак и т. д. Иногда в течение нескольких минут он может побывать в различных ипостасях.

 

Таким образом, окружающий мир, в котором живет человек, постоянно требует от него высокого интеллектуального и психического напряжения. Люди так привыкли к этим многочисленным постоянным контактам, что зачастую не обращают на это должного внимания, принимая это как само собою разумеющееся. Спокойное поведение человека в таких случаях возможно благодаря тому, что наш мозг все воздействия окружающей среды, включая к тому же климатические условия, движения транспорта, замечает, фиксирует, где надо принимает решения, то есть мозг самостоятельно, как будто бы без нашего участия, постоянно функционирует, обеспечивая нормальную жизнедеятельность человека. Это удивительно! Для того, чтобы адекватно реагировать на все контакты со всеми явлениями и структурами социального и природного характера, нужна такая мощная система, какой является человек. Такого человека, отвечающего всем требованиям, готовит и учит сама жизнь. Мозг должен адекватно реагировать на окружающий мир. Этому и надо его обучать. Такой процесс происходит повседневно и в обиходе называется «познай себя», свое собственное «Я». Особенно это актуально для тех, кто собирается стать долгожителем.

 

По роду своей производственной деятельности мне пришлось столкнуться с необходимостью оценки деловых и личных качеств сотрудников предприятия. Для решения этой задачи потребовалось разработать «Классификатор качеств». По нашим подсчетам, всех качеств, характеризующих человека, оказалось свыше семисот. С учётом оценки разных степеней одного качества общее количество оценок возрастает до нескольких тысяч. Такова потребность практики жизни, ведь эти оценки были рассчитаны для использования в реальной жизни. Если оценивать человека хотя бы по 30-40 основным показателям, общее количество которых составляет как минимум в три-четыре раза больше, то одинаковых людей, схожих по всем показателям, нет. Каждый человек уникален. Для того, чтобы знать свою уникальность, надо познать себя, знать свое «Я». Вот что сказал более 350 лет тому назад французский ученый Декарт: «Надо полагать, что это непонимание друг друга начинается с того, что некоторые люди до конца не познали своего „Я"». В отличие от человеческого общества, в природе вопрос опознания решен четко, в ней проблемы непонимания нет. Там эта проблема решена однозначно: да - нет, плюс - минус, инь - ян, 1-0, мужчина - женщина, светлое - темное, день - ночь и т. д.

 

У кого-то может возникнуть вопрос: «А зачем мозг чему-то обучать, он и так со своими обязанностями справляется?» Так, да не так! Примеров тому, что нам надо учиться и учиться, - тьма. Приведу один из них, всем известный, и достаточно наглядный. Человек курит, пьет. Со временем у него появляются кашель, одышка. Это организм подает сигналы бедствия: «Прекрати себя травить!» Природа не предусмотрела, чтобы человек употреблял разную гадость. Но человек считает, что если у него есть интеллект, разум, то он царь всему. Поэтому в ответ мысленно, а иногда и вслух говорит. «Пил и буду пить, курил и буду курить. Что хочу, то и делаю. У нас демократия, у нас свобода. Вот так!»

 

В задачке спрашивается, надо ли человека учить жить через познание мира и собственного «Я»? Ответ ясен, но, к сожалению, далеко не всем. А хотелось, чтобы это понимали все. На этом примере видно, как мудро, разумно поступила природа, и как бездарно, по-варварски, используют свой интеллект некоторые люди.

 

Мощным и наиболее достоверным, можно сказать, объективным методом познания своего «Я» может стать уточнение своего биологического возраста с помощью различных тестов, приведенных далее, по определению физиологического, физического, интеллектуального и других потенциалов человека.

 

Вместе с тем важным моментом в познании своего «Я» становится повседневное определение состояния своего здоровья. Природа наделила человека мощными средствами определения здоровья и лечения при необходимости. Однако люди в значительной степени растеряли эти способности. Зачастую не обращают внимания на те сигналы, которые подает им организм, так как разучились их принимать и понимать. А когда уже станет невмоготу, бегут к докторам. В результате с болезнью справиться становится труднее. Надо вовремя обращать внимание на состояние своего здоровья и при необходимости на это реагировать, то есть вначале надо заниматься профилактикой болезни, а уж потом, если потребуется, и лечением. Для этого надо знать свой организм и своевременно реагировать на его сигналы.

 

Как считает врач М.М. Безаюдова, любая болезнь в своем развитии проходит следующие стадии. Начинается она с тревоги или чувства усталости, но мы годами не обращаем внимания на это. Постепенно, время от времени, появляются более ясные признаки неблагополучия: изжога, боли в суставах и мышцах, головная боль, иногда подъем артериального давления и т.д. Но поскольку симптомы быстро проходящие, мы о них забываем. А между тем именно в это время организм борется с надвигающейся болезнью, иммунная система бросает в бой все средства зашиты и постепенно ослабевает. И вот наступает третья стадия - настоящая болезнь, заставляющая обратиться к врачу.

 

Заканчивая этот раздел, можно сказать следующее: человек в своей повседневной, обычной жизни буквально каждый час вступает в контакт с людьми, природой, обстоятельствами, постоянно принимает различные решения, набирается жизненного опыта, учится уму-разуму, повышает свои знания и т. д. Короче говоря, живет по принципу: «Век живи, век учись». Справедливая пого-ворка - как раз к нашему разговору.

 

Кстати, по результатам этого поверхностного анализа можно представить, какой же будет человек, появившийся методом клонирования, о чем много говорят в настоящее время. Ясно, что внешне, биологически, клон может быть похож на своего предка, но психически, то есть человеческую его сущность, повторить невозможно, так как собственно человека делает человеком его собственная прожитая жизнь, которую на практике никому повторить невозможно. Значит, абсолютно идентичных людей быть не может. Могут быть только копии, схожие по внешним признакам. Каждый человек уникален, это качество он приобретает в результате повседневного обучения и познания своего «Я» и окружающего мира.

 

 

См. также:  Выводы этого раздела.

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 14.03.08

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 1 617. Узлов в узле: 0. Последнее обновление: 20.01.13 19:08

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz