Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Системный подход к проблеме долголетия

 

В этом разделе попытаемся ответить на два основных вопроса:

1. Почему продолжительность жизни человека резко сократилась?

2. Что нужно сделать, чтобы восстановить продолжительность жизни человека, как это предусмотрено природой?

 

Не ответив на первый вопрос, едва ли можно найти ответ на второй.

Для того чтобы ответить на первый вопрос, необходимо хотя бы приблизительно установить по основным характеристикам, чем отличается современный человек от своего далекого пращура. Отличие состоит прежде всего в том, что у современного человека есть разум, интеллект, которого не было у наших предков, и в этом основное различие. С появлением разума, мышления, рассудка само понятие, что такое человек, расширилось.

 

Сегодня не только в ученом мире, но и в быту можно довольно часто услышать различные мнения на этот счет: «Человек - это самая совершенная, самообучающаяся, саморегулирующаяся, самоуправляющаяся, наиболее сложная из всех систем». Или такое определение: «Человек - это целый самостоятельный, многогранный мир со своими понятиями и определениями: что такое хорошо и что такое плохо».

 

Все это верно, так оно и есть. Наиболее точное определение, что такое человек, на наш взгляд, связано с определением человека, как наиболее сложной самоуправляющейся системы. И хотя слово «система» не новое в нашем лексиконе, привычнее, когда его употребляют в таких сочетаниях, как транспортная и техническая система, система обучения и т. д. Но есть и биологические системы. К таким системам относится человек. Хотя человек в результате своего развития превратился в психобиологическую систему, о чем сказано выше. Но это сути не меняет.

 

Основными элементами любой системы являются орган управления и цель, к которой она стремится. Система - это совокупность множество подсистем (объектов, органов и т.д.), взаимосвязанных между собой, функционирующих как единое целое и обеспечивающих достижение поставленной цели. Человек относится к самой сложной системе. В живой природе и в человеческом организме,в том числе, процесс управления происходит непрерывно, как в результате внутреннего, так и внешнего воздействия.

 

Постоянный ритм сердца, дыхание, температура тела, давление крови и т. д. Все это должно четко работать, для чего требуется постоянное управление. Короче говоря, жизнедеятельность всего организма обеспечивается в результате непрерывного управления. Также непрерывно осуществляется управление всеми поступками и действиями человека. Процесс этого управления, как и в любой системе, осуществляется последовательно по определенным правилам.

 

Процесс управления начинается с получением мозга человека информации о цели управления. Она может быть сформулирована как на неосознанном уровне в результате действия инстинктов, так и на сознательном (в результате мыслительной деятельности человека). При этом цель управления может быть долговременной или краткосрочной. Затем следует получение информации на промежуточном этапе, где происходит ее анализ и корректировка управляющих действий, процесс завершается исполнением принятого решения. Так выглядит упрошенная схема управления любой системой, так действует и «система человек».

 

Понимание человека как системы позволяет рассматривать его с позиций системного подхода. Человек - это совокупность множества составляющих, объединенных между собой каналами прямой и обратной связи, с определенной структурой построения и иерархией подчиненности. Наши пращуры с этой точки зрения тоже были системами, разница лишь в классе систем. Уровень современной «системы человек» на несколько порядков выше, и в этом - главное отличие.

 

Функционирование системы, и человека прежде всего, связано с информацией. Точного, полного определения, что такое информация, нет до сих пор нет, потому что это такое емкое, многогранное, всеобъемлющее понятие, которое пока еще до конца не изучено и не понято.

 

И все же об информации уже известно многое. Вот одно из ее определений. Информация - это сведения о реальном, о действительности, об окружающем нас мире. Информация имеет несколько значений, но точное определение весьма затруднительно. XX век справедливо называют веком взрыва информации. Три десятилетия назад индустриально развитые страны стали считать информацию одним из наиболее важных национальных богатств, наряду с золотым запасом, полезными ископаемыми и другими факторами. Это говорит о том, что информация в наше время действительно имеет огромное значение, как в жизни всего общества, так и в жизни отдельного человека.

 

Человек всегда окружен информацией. Информацию можно получить, запомнить, записать, стереть, забыть, передать. При распространении информации общее количество ее не изменяется. И главное, ни одна система, и человек, прежде всего, без достоверной, полной и своевременной информации нормально функционировать не может. Информация запаздывает - система начинает давать сбой. Информация неверна - система тоже «барахлит». Информация неполная система опять работает плохо. Короче говоря, без информации ни туда и ни сюда. Информация поступает к человеку в различных формах, но наиболее распространенная форма информации - это слова. Человеком они воспринимаются и зрением, и слухом. Информация может передаваться вещами, предметами, явлениями, людьми и, конечно, различными средствами информации в их современном виде. Все, что нас окружает, несет в себе информацию, которую так или иначе мы воспринимаем и перерабатываем соответствующим образом в своей системе. Информация и система тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. У человека органом приема, переработки, хранения и генерирования информации является мозг, а точнее говоря, разум.

 

 

См. также:

    Сколько лет должен жить человек

    Наука о долголетии

    Практика долголетия

    Информационное поле человека

    Познай своё "Я"

    О чем говорят знакомые

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 12.03.08

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 1 617. Узлов в узле: 0. Последнее обновление: 20.01.13 19:08

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz