Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Введение

 

Добро есть сохранение жизни живущим и возвращение её теряющим и потерявшим жизнь.

(Н. Ф. Фёдоров)

 

Тема смерти важнее темы любви. Проблема старения и смерти всегда волновала человечество. Русский философ Н.Ф.Федоров (1828-1903) - друг Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого, учитель К.Э.Циолковского - рассматривал физическое бессмертие как первый естественный шаг человека в космос. Более того, он считал, что общим делом человечества, способным действительно объединить людей Земли, является не только достижение физического бессмертия, но и воскрешение всех умерших. [119] Сегодня философские идеи Н.Ф.Фёдорова, дело русских космистов продолжает доктор философских наук, профессор Игорь Владимирович Вишев - единственный в мире философ, разрабатывающий проблему индивидуального физического бессмертия (практического бессмертия) указывающей путь выхода из мрачной реальности настоящего в достойную человека радостную перспективу будущего.

 

Профессиональное знание мира животной и растительной природы позволило другому российскому ученому, Президенту академии наук БССР В.Ф. Купревичу (1897-1969) усомниться в фундаментальной неизбежности смерти, в её изначальной принадлежности жизни. Сам основной механизм жизни - обмен со средой и беспрерывное обновление организма - не указывает на обязательный конец этого процесса, напротив, лежит в основе возможности продолжать его бесконечно долго, как это имеет место в биологической эволюции.

 

На самом первичном, элементарном уровне жизни уже существует статус практического бессмертия - периодически омолаживающиеся одноклеточные.

 

Даже выход человечества в космос за пределы солнечной системы не может быть осуществлен человеком смертным. Человек, живущий несколько десятилетий, так же «не способен преодолеть межзвездные пространства, как бабочка-однодневка не может перелететь через океан».

 

Смерть не только отнимает жизнь, но и лишает её всякого смысла.

 

Признание смерти позволяет человеку примириться со смертью другого человека, будь она в старости, или в болезни, или в социальном противостоянии. Не в этой ли обязательности смерти всякой жизни заложена легкость восприятия нами уничтожения государства, народа, человечества?

 

Смерть ограничивает общекультурное и нравственное развитие личности. Из-за краткости жизни люди не успевают приобщиться к великому наследию культуры настоящего и прошлого всего человечества.

 

Смерть оставляет человека на уровне тех заблуждений, которые сложились у него к 18-ти годам. Малый срок отведенной нам жизни не позволяет действительно пережить последствия своих ошибок для того, чтобы иметь возможность сменить свои жизненные установки и, таким образом, приобрести необходимый жизненный опыт.

 

Смерть - враг этики. Смерть - враг медицинской этики в частности. Ради сохранения жизни и здоровья человека медицинская этика требует полного бескорыстия и самоотверженности; на этом пути сила врача не только в его знаниях, сколько в его сердце. Без приоритета интересов больного, без стремления помочь больному человеку во чтобы то ни стало, чтобы продлить его жизнь, без абсолютизации принципа человеколюбия медицина теряет смысл.

 

Эволюция мировой культуры идет в направлении нарастающего осознания не преходящей ценности отдельной человеческой личности. Общая гуманистическая позиция, как пишет А. Комфорт, заключается в том, «что квинтэссенцией уважения к человеку является желание сохранить его в качестве индивидуума как можно дольше». [120] Такая позиция служит социальному обоснованию научных исследований в области геронтологии, она же формирует социальный императив стремления человечества выйти за предел, накладываемого природой ограничения на продолжительность человеческой жизни.

 

По логике вещей, смысл жизни - в бессмысленности смерти. Несомненно и то, что неизбежность смерти, хотя мы не осознаем это постоянно, накладывает негативный отпечаток на нашу психоповеденческую адаптацию. Тогда как в случае гарантии продления жизни отдельной личности далеко за биологический предел можно ожидать перехода от поиска сиюминутных выгод и психических терзаний обреченного на смерть современного человека к долгосрочным интересам и контактам, расширяющим возможности человека будущего, контролирующего продолжительность своей молодости.

 

Наконец, на фоне длительного триумфального шествия науки проблема увеличения видовой продолжительности жизни становится интеллектуальным вызовом нашей цивилизации. При этом, каким бы ни был результат рассмотрения возможности увеличения продолжительности жизни человека за видовой предел, эта проблема, прежде чем её некритично отбросить, должна быть тщательно проанализирована. Игнорируя проблему или пресекая к ней интерес, мы тем самым духовно кастрируем себя.

 

Мы намереваемся поговорить о том, насколько может быть реализована прекрасная сказка наших предков о возвращенной молодости и насколько адекватна возможной правде (по крайней мере, теоретически) на современном уровне наших знаний неправдоподобная по длительности жизнь некоторых мифических личностей.

 

Согласно библейским сказаниям, наш прародитель Адам прожил 930 лет, Ной - 950 лет, дед Ноя Мафусаил - 969 лет. По некоторым сведениям продолжительность жизни в древней Эфиопии составляла в среднем 120 лет, людей древнегреческого племени пеласгов - 170 лет.

 

Совершенно фантастические записи оставили нам шумеры: их глиняные таблички сообщают, что каждый из первых десяти шумерских царей прожил по 40 000 лет [121].

 

Возможно, все это поэтический вымысел. Но надо отдать должное поэзии древности: когда Шлиман полностью доверился фактам из гомеровской «Илиады», то открыл Трою, которую до этого долго не могли отыскать археологи.

 

Интересны примеры долголетия более поздних веков. В 1795 году в Эдо (Токио) крестьянину Мампе было 194 года, через 48 лет в возрасте 242 года о нем вновь упоминает хроника в связи с торжествами по поводу открытия моста. Англичанин Фома Кари прожил 207 лет. У француза Пьера де Фор-неля было три сына: первый родился в 1699г., второй - в 1738г. и третий - в 1801г. Венгерский крестьянин Петр Кцартеи прожил 185 лег, Сент-Мунго -основатель епископства в Глазго - столько же. В Азербайджане в наше время Шарали-баба умер в возрасте 167 лет Его родословная и здоровье неоднократно и тщательно изучались [122].

 

Как свидетельствуют иностранцы, пребывавшие на службе в России в XVI в., «в Московии многие доживают до глубокой старости - до 80, 100, 120 лет, не испытав никогда никакой болезни» [123].

 

Интересно отметить, что, по крайней мере, в России, где до недавнего времени число людей, доживающих до ста и более лет, было больше, чем в какой-либо другой стране; из десятилетия в десятилетие сокращалось число граждан, возраст которых превышал сто лет.

 

Имеются сведения о непривычной для обыденных представлений продолжительности жизни среди животных. На ошейнике сокола, пойманного в 1732 г., было написано: «Его величества короля Англии Иакова, 1610 г.» Сокол прожил более 122 лет. Соколы доживают до 150-летнего возраста. Фридрих II 5 октября 1230 г. пустил в озеро близ Гейльбруна щуку, которая была отловлена в 1497 г. Щука прожила 267 лет. Черепахи живут до 200 лет, киты - 300-400 лет. Особенно легко по годичным кольцам устанавливается возраст деревьев. Платаны живут по полторы - две тысячи лет, дубы доживают до 2000 лет, баобабы - 5000 лет, мамонтовое дерево, растущее в Калифорнии, живет до 5000. Драконовое дерево (о. Тенериф, Канарские о-ва) зафиксировано в возрасте 6000 лет, мексиканские кипарисы - 10 000 лет, австралийская макрозамия - 15000 лет и т.д. [122].

 

Ни законы физики, ни законы и практика биологии не налагают запрет на увеличение видовой продолжительности жизни. Пока ведутся дискуссии о возможности увеличения видовой продолжительности жизни человека, ботаники в отношении пролонгирования жизни растений сумели достичь поразительных результатов. Применяя различного рода воздействия (химического, физического или даже механического характера), они могут продлевать жизнь любого индивидуального растения (будь оно однолетним или многолетним) на произвольный по длительности срок. Об этом говорил член-корр. АН УССР Д.М. Гродзинский во вступительной лекции на открытии Всесоюзной школы семинара «Надежность и элементарные события процессов старения биологических систем» (Чернигов, 15-21 апреля 1984 г.). Это сообщение констатирует, что для индивидуальных представителей флоры нашей планеты проблема увеличения продолжительности их жизни далеко за видовой предел к настоящему времени решена.

 

Самоувлечение человека только человеческими интересами нередко делает нас слепыми к миру всех прочих существ. Не удивителен ли факт, что одноклеточные организмы не стареют. Такова, к примеру, необходимая нашему организму кишечная палочка. Таковы все прочие одноклеточные организмы. Одноклеточные организмы могут погибнуть, сраженные внешними обстоятельствами, но старость им не ведома.

 

Среди примитивных одноклеточных и многоклеточных видов имеются примеры нестареющих организмов. Однако и они начинают испытывать старение, находясь в неадекватных внешних условиях. Есть некоторые основания полагать, что этаже простая причина может лежать в основе старения и более сложных организмов, для жизненных циклов которых характерны повторные репродукции [124].

 

Свойство иммортализации (бессмертия) приобретают дифференцированные смертные клетки. Взятые из нашего организма и подвергнутые так называемой минимальной трансформации, клетки приобретают способность бесконечно долго размножаться, не меняя своих характеристик [125]. Бессмертен ряд искусственно поддерживаемых клеточных линий, например, многие десятки лет сохраняют свои характеристики клетки HeLa. Бессмертны клетки злокачественных опухолей, которые происходят из смертных дифференцированных клеток.

 

Бессмертные клеточные линии относятся к трем основным классам:

1 - «пост-кризисные» клетки;

2 - опухолевые клетки;

3 - клетки, трансформированные вирусом.

 

Посредством переноса ДНК от клеточных линий, трансформированных вирусом SV40, можно передать способность к неограниченному росту эмбриональным клеткам крысы [126]. Утверждается [127], что старение вообще не свойственно низшим формам жизни. Жизнь в целом, в глобальном масштабе, есть воспроизводящее себя неумирание. Единство многообразия природных комплексов состоит из бессмертных, долгоживущих и короткоживущих видов, вплоть до эфемеров с продолжительностью жизни в один день.

 

Помимо единства кооперативно связанных между собой видов растений, животных, микроорганизмов, обусловливающего устойчивость экологических систем [4], можно говорить о гармонии единства не только видового, но и о гармоническом единстве хронологического разнообразия в них. Т.е., видовая продолжительность жизни, по-видимому, экологически обусловлена.

 

Как бы то ни было, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Некоторые биоорганизмы бессмертны, вернее сказать, не стареют. Например, как только что сказано, старение не свойственно низшим формам жизни.

2. Накопленные знания позволяют создавать состояние неумирания для индивидуальных представителей растительного мира.

 

3. Прогресс науки сделал возможным превращение смертных дифференцированных клеток, взятых из организма животных или человека, в бесконечно долго размножающиеся клеточные линии. Другими словами, для некоторых биологических систем бессмертие не является принципиально чем-то невозможным. Оно существует.

 

Бессмертие завершенной в своем развитии биологической системы, с самой общей точки зрения, - это возможность постоянного воспроизведения ею своей структуры на всех её уровнях от молекул до системы клетки, ткани, органа, организма в течение произвольного по длительности времени. Такая возможность открывается в связи с присущим всему живому свойству постоянного самообновления.

 

У хорошо известной фразы Гераклита: «Всё - непрерывный прилив и отлив...» имеется малоизвестное продолжение: «...Текут наши тела, как ручьи, и материя вечно возобновляется в них, как вода в потоке». Полное опытное подтверждение фундаментального принципа живого - его постоянного самообновления - окончательно было получено в 50-х годах XX столетия. Благодаря исследованиям метаболизма в различных организмах с применением изотопных меток, было показано, что процессы молекулярного самообновления имеют место даже в костной ткани нашего тела.

 

В живых организмах происходит не только постоянное самообновление на молекулярном уровне. Более того, процессы в живых организмах обратимы. Наглядно восстановление (возобновление) макроструктур многоклеточного организма наблюдается при регенерации его органов или утраченных частей тела. На клеточном уровне регенерация утраченных фрагментов организма часто идет через процессы, обратные процессам онтогенетической дифференцировки клеток [128]. Биосистемы предоставляют нам множество фактов обратимости процессов метаболизма в организмах различного уровня сложности.

 

Процессы, обратные клеточной дифференцировке, сопровождают не одно только явление регенерации. Эксперименты по выращиванию организмов до взрослого состояния в опытах по пересадке ядер терминально дифференцированных или опухолевых клеток в лишенную собственного ядра яйцеклетку [43, 129, 130] являются еще одним, притом прямым, свидетельством обратимости процессов дифференцировки генетического аппарата в соматических клетках.

 

Особенно наглядно демонстрируют нам эти свойства представители растительного мира. Все клетки растений тотипотентны. Практически любая живая клетка, обладающая ядром в условиях in vitro после периода дедифференцировки, может под влиянием компонентов питательной среды (или при определённой смене состава сред) начать бесконечную пролиферацию в виде каллусных или суспензионных культур, пойти по пути образований побегов, корней или соматического эмбриогенеза - В условиях искусственной культуры удаётся получить нормальное растение из любой живой дифференцированной клетки.

 

Помимо биологических систем, воссоздание (обратимость) структуры своего движения (обратимость отклонений) свойственно также и взаимодействующим физическим телам. Физики и математики подтверждают это опытными фактами и соответствующими математическими моделями.

 

В конце XIX века выдающийся французский математик Анри Пуанкаре пришел к весьма важному утверждению о том, что система из материальных точек, обладающих массой и движущихся по законам механики, через некоторое время после возмущающего воздействия обязательно должна вернуться в состояние, весьма близкое к первоначальному (теорема возвращения). Теорему возвращения Пуанкаре использовал для объяснения устойчивости движения планет в своих космологических изысканиях.

 

Обратимость физических процессов можно непосредственно наблюдать в макроскопических системах, например, в опытах по растворению краски в вязких жидкостях: из равномерно окрашенного раствора краска собирается в первоначальную каплю при вращении смесителя в обратном направлении [131].

 

В атомных системах, постепенно вышедших из некоторого упорядоченного состояния, также можно наблюдать возврат к первоначальной упорядоченности. В 19S0 г. Эрвин Хан открыл эффект «памяти» процессов атомного масштаба - так называемое спиновое эхо: связанные с ядрами протонные спины самопроизвольно восстанавливают казалось бы утраченную упорядоченность [131]. Эффекты атомной памяти показывают, что некоторые виды разупорядочения, даже вызываемые случайными столкновениями элементарных частиц, можно обратить [131].

 

Таким образом, отстаиваемое Больцманом положение (1872 г.) о необратимом со временем возрастании энтропии (меры беспорядка) в изолированных системах должно приниматься с учетом мнения его оппонента Лошмидта о возможности обращения импульсов элементов системы.

 

Следовательно, законы термодинамики имеют вполне определенную область применения и не являются абсолютными для биологических и некоторых физических систем. По крайней мере, классическая термодинамика не может объяснить феномен жизни. (К биологическим системам применима её модификация с условиями И. Пригожина).

 

Другими словами, в отличие от научно обоснованного запрета на создание вечного двигателя, ни в биологии, ни в физике нет закономерностей, абсолютно отвергающих возможность самопроизвольного возвращения системы в первоначальное положение из разупорядоченного состояния, вызванного случайными столкновениями частиц.

 

Напротив, способность возвращаться к исходному состоянию после отклонения от некоторого среднего уровня, вызванного тем или иным «возмущающим» фактором, является наиважнейшим свойством биологических систем: клеток, одно- и многоклеточных организмов.

 

Сохранение относительного динамического постоянства внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций организма человека и животных получило название «гомеостаз». (Термин «гомеостаз» предложен в 1929 г. американским физиологом У Кенноном). В основе учения о гомеостазе лежит концепция французского физиолога К. Бернара (1878 г.) о постоянстве внутренней среды Организма.

 

В свою очередь, закономерность о возвращении системы после её возмущения в исходное устойчивое состояние на молекулярном уровне в виде принципа была сформулирована в виде принципа в 1884 г. французским химиком Ле Шателье: если условия, при которых система находится в состоянии равновесия, изменяются, то равновесие смещается в направлении, восстанавливающим первоначальные условия. Термодинамическое обоснование указанного принципа было дано К. Брауном в 1887 г.

 

Иначе говоря, закономерности биологии и физики не отвергают оснований для возможности пролонгирования жизни отдельного организма за её видовой предел, поскольку процессы в некоторых связанных системах - от систем элементарных частиц до биологических систем - обратимы.

 

Принцип необратимости процессов в физике не носит всеобщий характер. Если придерживаться тезиса, что нет материи без движения, то в природе, прежде всего, нас должен поражать факт стабильности многих материальных систем - факт обратимости процессов в них, между тем как их составные части на всех уровнях микромира находятся в постоянном движении.

 

Стабильны нерадиоактивные элементы таблицы Менделеева, хотя сами эти элементы представляют собой динамические системы из «элементарных» частиц, находящихся в постоянном движении.

 

Стабильны виды животных, растений и микроорганизмов, несмотря на постоянно идущие в них процессы самообновления: наиболее совершенные виды остаются неизменными на протяжении многих миллионов лет [40].

 

Таким образом, биосистемы и некоторые физические системы способны:

1 - сохранять схему своего строения в течение миллионов лет; 2 - процессы метаболизма во многих биосистемах, как и процессы движения в некоторых физических системах, обратимы.

 

Итак, два положения: принцип самообновления биологических систем и принцип обратимости в них молекулярных и морфообразовательных процессов - позволяют с оптимизмом смотреть на возможность пролонгирования жизни многоклеточного организма за его видовой предел.

 

Нас интересует вопрос: возможно ли, хотя бы теоретически, сохранять схему процесса самообновления в индивидуальном многоклеточном организме на желаемом уровне, например, на уровне метаболизма молодого возраста, произвольно долго? При том облегчающем обстоятельстве, что в отдельной дифференцированной клетке (после её трансформации) это вполне осуществимо, и с ещё большей возможностью, если учесть принцип функционирования биосистем, согласно которому развитие биологических систем идет по пути возрастания их сложности, как при индивидуальном развитии, так и в филогенезе, т.е. развитие идёт с увеличением многообразия элементов и нарастанием количества связей между элементами биосистем [4], что, в свою очередь, обусловливает их нарастающую устойчивость, например, на начальных этапах онтогенеза многоклеточного организма.

 

 

См. также:

    Биоорганизмы как большие системы

    Введение в проблему старения многоклеточных организмов

    Основные положения теории онтогенеза

    Основной движительный фактор онтогенеза

    Дифференциальная репрессия генетического аппарата в онтогенезе

    Репрессия генома гистонами происходит на всем протяжении онтогенеза

    Информационный и энтропийный аспект геронтогенеза

    Не существует генов старения

    К вопросу о теломерной (теломеразной) теории старения

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 5.03.09

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 1 617. Узлов в узле: 0. Последнее обновление: 20.01.13 19:08

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz