Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Возможности использования библиографий

 

В третьей главе "Персональная библиография как одно из средств управления знаниями через индивидуальное научное творчество" на основе предшествующих выводов решаются методические и практические задачи: картографирование научного творчества, создание гипертекстовых биобиблиографических указателей на оптических дисках.

 

Среди современных функций биобиблиографии Т.В. Захарчук называет: лоббирование отдельными научными коллективами науки в обществе, оценка деятельности ученого и научного коллектива, слежение за их деятельностью и др. Они дополнены несколькими уточняющими, аспектными задачами, которые могут решаться с помощью современных форм представления биобиблиографической информации:

 

1. Благодаря наличию машиночитаемых биобиблиографических баз данных и полных текстов работ ученых в них появилась возможность статистически анализировать авторские тексты с целью изучения механизмов научного мышления, выявления причинно-следственных связей между публикациями, т.е. решать сугубо гносеологические задачи.

 

2. На основе авторских персональных сайтов можно извлекать "скрытые" знания ученого об объекте исследования, которые он иногда размещает в виде "рекламной" информации о своих достижениях, методах исследования.

 

3. Биобиблиографический указатель можно считать моделью индивидуального научного творчества с определенной степенью его свертывания и подобия.

4. На основе сетевого доступа можно осуществлять "глобальные" библиометрические исследования биобиблиографических источников с целью сравнительного анализа авторских позиций, т.е. осуществлять "информационную экспертизу", выделять проблемы в знании об объекте и т.д., развивая "се-теметрию", "вебометрию" авторского знания.

 

5. Появляется реальная возможность информационного прогнозирования развития предметной области науки на основе машиночитаемых биобиблиографических справочников отраслевого характера.

 

Для картирования знаний исследователя нами была разработана методика библиографического картографирования, которая включает четыре этапа: 1) библиографический; 2) аналитический; 3) графический (картирование); 4) синтезирующий.

 

Первый этап библиографического картографирования имеет сходство с традиционной методикой составления библиографических указателей (создание картотеки трудов ученого, которая затем трансформируется в библиографический указатель, аннотирование трудов и др.). Библиограф классифицирует работы по тематическим направлениям и располагает по темам, фиксируя их хронологические рамки. На втором этапе анализируется картотека, проводится количественный анализ работ (тематическое направление и тема). Для каждой карты формируется наполняющий массив. Работы, цитирующие труды ученого, включаются в единый библиографический указатель и приводятся под номером цитируемой работы в прямом хронологическом порядке их выхода в свет. Для анализа развития авторской идеи библиографу предстоит анализ текстов избранного направления (выявление полного и частичного дублирования, оценка фрагментарности). После аналитического этапа библиограф переходит непосредственно к картированию.

 

Для пространственного размещения картографируемых явлений и фиксации их связей принята особая знаковая система, которая отражена в легенде (геометрические значки для характеристики библиографических единиц по разновидностям публикаций; для передачи характеристик картографических объектов используется форма и цвет значков; линейные значки передают границы тематических направлений (сплошная линия) и творческих десятилетий (пунктирная линия)).

 

Для визуализации знания ученого нами предлагается "атлас" знаний, который включает пять карт:

1. Тематическая карта авторского поля - общая характеристика творчества ученого на хронологической шкале.

2. Карта научной продуктивности ученого - представлена в виде графика, дает количественную оценку развития каждого тематического направления во времени, показывает актуальность тем в определенный период творчества и их "затухание".

 

3. Карта знаний авторского поля - отображает ареал рассеяния-концентрации публикаций во времени по каждой проблеме. Публикация на карте изображается с помощью принятых условных обозначений с указанием порядкового номера работы в библиографическом указателе.

 

4. Карта цитирующей литературы - отмечаются работы ученого, на которые есть ссылки, с фиксацией года появления работы ученого, цитирующей ее литературы и общим количеством ссылок на нее.

 

5. Карта развития авторской научной идеи - раскрывает процесс формирования авторского знания. Показано полное и частичное дублирование данных в тексте, фрагментарность публикаций, которая отображается с помощью насыщенности цвета. Фиксация связей между работами на карте показывает динамику получения знания ученым. Это позволяет сделать видимым, в какой-то мере, стиль научного мышления, механизмы накопления авторского знания по определенным темам, т.е. обозначить накопленные и неявные знания ученого.

 

На синтезирующем этапе дается общая характеристика авторского поля исследований.

 

Биобиблиографический указатель в сочетании с картами знаний моделирует авторское творчество, отражает его развитие, демонстрирует развитие научных школ, подытоживает раскрытие отдельных тем и позволяет выделить "оборванные цепочки", которые могут быть продолжены коллегами, учениками, будущими специалистами.

 

 

См. также:

    Поиск экспертов

    ярлык: Lotus Knowledge Discovery System

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 29.06.09

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 378. Узлов в узле: 0. Последнее обновление: 20.01.13 19:06

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz