Gerontology Explorer
База знаний по геронтологии
Форум Рейтинг способов продления жизни Новые материалы Email-рассылка: информация о новых материалах на сайте RSS-канал: информация о новых материалах на сайте Поиск Указатель Экспорт, импорт

     
Дух Дракона, рожденный в лоне трёх великих традиций Востока

 

На Востоке Дракон считается не только мифическим существом, но и является воплощением всех наивысших качеств, которые могут быть присущи продвинутому в духовном смысле последователю какой-либо из великих традиций. Поэтому Драконов изображают с телом змеи, рогами оленя, когтями орла, зубами льва и т.д., что, несомненно, должно свидетельствовать о его победоносной сущности. Гибкость и мудрость змеи, мощь быка, хватка орла, бесстрашие льва - это, по мнению жителей Азии, совершенный и необходимый набор качеств просветлённого существа, которое должно обладать не только ясным умом, но и возможностями утверждать свою волю в реальных делах. Не зря в Китае и в Тибете считается, что человек, познавший суть закона Будды или сущность Дао, обретает сиддхи Дракона (чудесные силы), и может без страха и упрёка спонтанно действовать в самых сложных жизненных ситуациях. Как было сказано ранее, тибетская медицина есть прямое следствие законов буддийской Дхармы и чисто тантрического подхода к методам и практическим приёмам терапии. В тибетской медицине связь с духами-охранителями и прочими мистическими персонажами имеет огромное значение, ибо их силою, т.е. посредством помощи таких персонифицированных энергий можно избавиться от многих проблем в плане здоровья, которые нельзя объяснить в логике материалистического видения. Быть целителем, например буддийской или даосской системы, и не обладать таким набором чудесных качеств, значить расписаться в некомпетентности. Ведь процесс лечение можно сравнить со сражением или схваткой целителя с вредоносной проблемой, где врагом могут быть и страшные болезни, и вредоносные духи, и косность мышления самих пациентов, и человеческие клеши (страсти), а порой, явная агрессивная реакция социума, направленная и на целителя и на пациента. Не для кого не секрет, что в обществе страшатся больных людей и тех, кто может с этими болезнями совладать, не всегда обусловленные люди понимают тайный смысл древних учений и методы духовного целительства. В истории человечества часто были прецеденты, когда официальная пропаганда государства ставила целителей, практикующих в лоне духовных традиций вне закона, иногда дело доходило вплоть до их физического уничтожения. Не зря в Китае, да вообще на Востоке, мастер медицины должен быть ещё и мастером ушу, чтобы не только силой знания защищать свой авторитет, честь и достоинство. Так же упражнения ушу дают возможности самосовершенствоваться и играют большую роль и в профилактике заболеваний. Например, системы Багуа или Тайцзи-цюань являются очень эффективными оздоровительными системами, а порой служат добрую службу в ситуациях, когда целителя обвиняют в различных, порой мифических и несуществующих грехах. Мастер ушу может применять свои знания не только на благо людей, но, если его жизни и жизни пациента угрожает опасность, то тогда точки для терапии на теле человека могут стать вратами смерти для агрессора. В таком подходе нет ничего удивительного, ведь христианская мораль чужда людям Востока, там всепрощение считается слабостью и уступкой злой карме. В странах Азии подставлять щеку для удара считается унизительным, и, человек, показавший свою слабость, автоматически теряет лицо. Так же к целителю, который идёт на поводу у толпы или следует прихотям пациента, непременно будет негативное отношение и недоверие, даже если он и хороший «технарь» в своём ремесле. Цельная и сильная личность в Китае, да и вообще на Востоке, ценится больше, чем гениальный, но не владеющий своим внутренним миром и жизненными ситуациями человек. Потому можно утверждать, если целительская школа даёт только возможности совершенствоваться в узком, чисто техническом аспекте, но не позволяет целителю развиваться духовно и приобретать некие сиддхи (чудесные качества личности), то такая школа не будет иметь хорошего будущего, а её последователи должного уважения в миру. По глубокому убеждению восточных мудрецов, если человек не может познать себя и развить в себе ясность ума и чудесные качества энергии и тела, он не имеет права внедряться в мир других людей, и, тем более, брать на себя столь судьбоносные функции - влиять на карму пациента.

 

Если сравнивать между собой различные методики восточной медицины, то можно выделить три основных направления целительской практики, которые могут считаться совершенно самодостаточными и претендовать на аутентичность. Первое направление - это тибетская медицина, второе - китайская (Чжень-дзю), третье - индусская (Аюрведа). Данный порядок перечисления ни коим образом не ставит какую-то медицину на первое, второе или третье место ни по значимости, ни по древности традиций. Все эти три великие школы берут своё начало с древних времён и совершенно не важно, какая из них была в основе. Вполне возможно, они были зачаты независимо друг от друга и развивались параллельно, хотя, имели контакты между собой и обогащались опытом друг друга. Разговоры на эту тему совершенно беспредметны и являются уделом досужих умов, но, не смотря на очевидность отсутствия камня преткновения, всё-таки продолжается нездоровая полемика между некоторыми представителями этих целительских школ. Между тем, в этих трех, казалось бы, разных традициях, существует намного больше общего, чем различий.

 

Чтобы понять, в чём всё-таки тибетская, китайская и индусская медицины похожи, рассмотрим и сравним основные принципы их теории и некоторые практические приёмы терапии. Но, чтобы избежать компиляционного и слишком субъективного подхода при поиске сходных характеристик этих целительских систем, вначале следует упомянуть о некоторых тонкостях и принципиальных различиях. В частности, тибетская медицина опирается в основе своей философии и в теории на систему взаимоотношений пяти махабхут (пять первоэлементов), о чём было подробно изложено в предыдущем материале. Вся теория и практика тибетской медицины строится на отношениях первоэлементов между собой и, в результате, делается вывод, что баланс первоэлементов и производных от них дош есть цель и основное средство в данной системе целительства. Именно это и есть основополагающее утверждение классической теории тибетской медицины. В основе теории китайкой медицины (Чжень-дзю) лежит понятие о двух началах - Инь и Ян. Да, в китайской традиции так же существуют пять первоэлементов и они играют важную роль в теории и практике (система У-син), но, все-таки, Инь и Ян - это первейший и самый базовый принцип китайской традиции. Индусская медицина поставила во главу угла теорию о трёх дошах (вата, пита, капха), эти доши совершенно идентичны дошам, которые существуют в тибетской традиции; вата - рлунг или ветер, пита - трипа или жёлчь, капха - бедкен или слизь. Что самое интересное, все основные базовые понятия присутствуют в каждой из этих трёх традиций. Например, двоичный принцип Инь и Ян в тибетской медицине прослеживается в виде утверждения, что все болезни делятся на две категории - холодные (т.е. Иньские), и горячие (Янские), а принцип дош вообще не имеет никаких отличий ни в индусской, ни в тибетской трактовке и т.д. Не смотря на, казалось бы, некоторые отличия в теории, практикующий эти традиции целитель может смело утверждать, что все три восточные медицины имеют в сути своей один и тот же корень. Мало того, европейская медицина, если бы в своё время не пошла за «демоном научного и материалистического воззрения» и опрометчиво не сбросила со счетов учение великого Авиценны, имела бы сейчас индоиранские корни и могла бы так же претендовать на великую традицию. Но вышло так, что прагматизм европейцев и вульгарная трактовка теории учения Авиценны совершенно вытеснили сам принцип духовной терапии как таковой и возвели хирургию в ранг бога медицины. Ценность хирургии слишком преувеличена, ведь грубое внедрение в измерение живого существа недопустимо без веских причин, но этот принцип сегодня попирается довольно агрессивными и спорными методами хирургического вмешательства. Авиценна чётко и системно изложил учение о трёх дошах, а в диагностике опирался именно на пульсодиагностику как на базовый метод исследования человека. Если взглянуть на традиционные целительские школы Востока без предвзятости, и, не фиксироваться буквально на вербальных понятиях и терминах, то можно выделить следующие сходные моменты в теории и в практике этих оздоровительных систем:

 

- в основе теории всех школ лежит учение о двух началах - холода и жара (Инь и Ян), - пять первоэлементов являются основополагающими понятиями и в теории, и в практике (баланс этих первоэлементов является основой методик лечения и целью самого лечения во всех целительских традициях Востока), - методы диагностики во многом сходны, а в некоторых моментах совершенно идентичны, - у всех трёх медицинских школ пульсодиагностика является коренным методом исследования человека и без неё лечение считается неполноценным, а в некоторых случаях - совершенно невозможно без неё обойтись, - лекарства часто делаются из одного и того же сырья и очень похожи по действию, - процедуры, например мокса, абсолютно идентичны, - методика применения моксы так же идентична во многих практических аспектах, - тибетский массаж по точкам (эквивалент моксы) Ку Нье, китайский Дао-инь, японский Куатсу и т.д., абсолютно идентичны в основных теоретических и практических аспектах, - питание во всех традициях ориентировано на доши, - образ жизни во всех традициях при лечении рекомендуют очень сходный (но всё-таки есть различия, это связано с климатом и верованиями).

 

Этот список соответствий можно продолжать очень долго, но в этом нет большой необходимости, ведь для практикующего целителя тот или иной метод будет совершенно понятен сам по себе. Но, если целитель ощутил надобность изучить какой-либо другой подход или иную традицию, в этом нет ничего плохого, важно только не смешивать механически методы в некую чисто умозрительную и компиляционную систему, это не привнесёт ничего нового в методику и практику и не будет слишком полезным занятием. Не смотря на очень многие сходные моменты, все три восточные традиции целительства всё-таки развивались как самодостаточные системы, и каждая из них имеет чёткую логику в собственной диагностике и в последующем лечении. Совершенно недопустимо, например, делать диагностику по системе тибетской медицины, а лечить методами Аюрведы или корпоральной медициной (китайской Чжень-дзю). Интегральный подход в духовной практике и в целительстве предполагает несектарность и необусловленность вербальными понятиями, но при этом надо точно знать суть каждой конкретной традиции и следовать её духу и основным принципам в диагностике и в методах терапии.

 

Современная наука в лице учёных-прагматиков довольно часто пренебрегает «наносными» или «второстепенными» и «архаичными» аспектами древних традиций, тем самым «выплёскивая вместе с водой и ребёнка», это вообще стало проблемой современной бездуховной культуры. Если грубо и бездумно отметать мистические разделы в целительской практике, то, вместе с этим отметается и теория о пяти первоэлементах, которую можно изучить, только опираясь на интроверсию, или постижение функций этих первоэлементов в себе самом. Исключив этот важный аспект духовной медицины, автоматически исключается и понимание действия дош, а за этим уходит в область неведения и функции внутренних органов, ведь именно во внутренних органах диагностируется избыток или недостаток того или иного первоэлемента или какой-либо доши. Без понимания и постижения целителем на внутреннем уровне сути функции первоэлементов и дош, пульсодиагностика так же становится лишней и лишённой всякого смысла, а говорить о целительной силе мантр вообще не приходится при таком подходе, ведь эти мантры действуют только на тонкую сущность энергии человека - именно на первоэлементы пациента (на энергию). Что же остаётся, если из тибетской или китайской медицины убрать мистические и тайные (внутренние) аспекты изучения человека и методы терапии? Останется довольно скудный перечень сомнительных показаний к не менее сомнительным (с точки зрения исследователей от науки) точкам на теле, к которым современные терапевты не знают, с какой стороны лучше подойти. Учёные-прагматики своим грубым научным подходом разрушили величайшие традиции, выкинув всё самое ценное из целостных и чудесных систем. Научные методы исследования, основанные на формальной логике и механических подходах, совершенно неприемлемы в лоне духовных традиций целительства. Не всегда истиной можно назвать только научный эксперимент, который можно повторить. Чудо иной раз повторить нельзя, но оно, тем не менее, есть часть нашей жизни и вполне имеет право на существование, тем более в духовном измерении человека.

 

 

См. также:

    Как стать целителем тибетской медицины

    Методика диагностики

    Условия для успешной терапии

    Мистический огонь

    Широкие возможности интегрального подхода

    Чудесные аспекты тибетской медицины

    Три аспекта тибетской медицины

    Аспекты восточной философии в контексте исцеления личности

    Тайцзи-цюань - драгоценная жемчужина Жёлтого Дракона

    Об авторе

     ...

 

 Обсудить на форуме

 

Изменен: 25.06.10

Узлов всего: 3 914. Узлов на вкладке: 1 617. Узлов в узле: 0. Последнее обновление: 20.01.13 19:10

Gerontology Explorer ©, 2007 - 2013. Все права защищены. Для правообладателей Обратная связь

Хостинг от uCoz